Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Не только догнать, но и обогнать мировых лидеров в сфере транспорта. Решить амбициозную задачу в Беларуси взялись специалисты из компании ЗАО «Струнные технологии». В команде работают гонщики, механики, инженеры, конструкторы. За плечами каждого — большой опыт и своя история. Общая цель — создание транспорта нового поколения: скоростного (до 500 км/ч), городского (до 150 км/ч) и грузового SkyWay. О том, кто в Беларуси хочет быть быстрее всех и какие гонки создателям SkyWay удавалось выиграть прежде — эта статья.

Юнибайк (на переднем плане) и юнибус (на заднем) – подвижной состав SkyWay на специальных эстакадах.

Юнибайк (на переднем плане) и юнибус (на заднем) — транспортное средство SkyWay — на специальных эстакадах.

Транспортные средства будущего, утверждают в SkyWay, это электрокары на стальных колёсах, передвигающиеся по специальным рельсам. Руководит работой над созданием таких машин Александр Синкевич, рассказывающий о себе и своей команде.

Александр Синкевич (в центре) на территории сборочного цеха SkyWay.

Костяк коллектива начал формироваться 30 лет назад, когда наш собеседник, в то время основатель легендарной гоночной команды «МАЗ-TRT», смог опровергнуть казавшееся аксиомой высказывание классика русской поэзии и впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань»! Говоря современной прозой - создать легендарный спортивный коллектив, выигравший бесчисленное количество шоссейно-кольцевых гонок на своих «боевых зубрах» — спортивных МАЗах.

Затем была команда «МАЗ-Яровит» по грузовому триалу, в которой будущий руководитель производства SkyWay работал спортивным директором. С ней он выиграл два чемпионата Европы, два чемпионата СНГ, сам приобрёл опыт организации и проведения соревнований. В общем, за свою славную спортивную карьеру Александр побывал инженером, механиком, руководителем команды, организатором состязаний и судьёй. А затем стал идейным отцом программы российского народного электромобиля, дерзко окрещенного, как «Ё-мобиль»…

Сегодня основатель и вдохновитель громких проектов прошлого рассказывает о своём пути в SkyWay.

Конец 1980-x. Александр Синкевич (третий слева) и начальник отдела испытаний SkyWay Дмитрий Книга (первый справа).

При всём богатстве выбора альтернативы не было и нет

«В проекте, куда я иду работать, важна новизна, оригинальность и сложность поставленных задач. Зачастую побудительным мотивом выступают критика и неверие в то, что это возможно сделать. И для меня ещё важен результат, к чему я, собственно, всегда и стремился, где бы ни работал. В проекте SkyWay особенно меня привлекли: новизна и оригинальный, необычный взгляд Анатолия Юницкого на транспорт будущего, поставленные им инженерные задачи, которые приходится решать.

Александр Синкевич и генеральный конструктор, автор SkyWay Анатолий Юницкий

Отношение семьи, друзей и знакомых к работе в компании

Безусловно, есть много скептиков. И даже в кругу моих знакомых. При этом преобладает позитивное отношение к проекту: каждый из них был бы рад его удачному воплощению. Они были бы горды тем, что это сделано нашими людьми! Мне кажется, что у некоторых из них есть элемент зависти, ибо самим поработать в таком проекте было бы интересно, но по каким-то причинам это пока не получается.

Коллектив опытно-экспериментального производства SkyWay.

Коллектив

Когда чуть больше года назад встала задача перейти от проектирования и моделирования к изготовлению образцов транспортных средств — а именно в тот момент меня и пригласили для выполнения данной задачи — до выставки InnoTrans 2016 в Берлине оставалось 3,5 месяца. Естественно, что для выполнения такой важной задачи в столь короткий срок мне нужно было собрать специалистов, в которых я был бы уверен: в их квалификации, потенциале, возможностях и т.д. Естественно, я обратился к людям, с которыми я работал раньше в различных проектах, которых было много, начиная с конца 1980-х, когда я стал инициатором создания на МАЗе кольцевой гоночной команды для участия в чемпионате Европы по гонкам тягачей.

Дмитрий Книга на чемпионате Европы по трак-триалу, 2001 год.

Кто из автоспорта пришёл в SkyWay

И один человек из той команды — мастер спорта Дмитрий Книга, который был в ней инженером и механиком ­- сейчас работает со мной. Мы машину вместе строили, вместе ехали на гонки, вместе же её обслуживали… В общем, делали всю работу с начала и до конца. Получается, что мы сотрудничаем — пусть с перерывами и в разных проектах — уже 30 лет! Сегодня Дмитрий возглавляет отдел испытаний.

Дмитрий Книга, начальник отдела испытаний SkyWay.

Говоря о коллегах в автоспорте, нельзя не упомянуть тоже мастера спорта Андрея Рудницкого, инженера отдела испытаний. Он действительно спортсмен, у него ещё со времени единоборств существует замечательное качество — настрой на победу! Ещё до побед в автоспорте Андрей уже был чемпионом своей страны, КМСом по каратэ, прекрасно знающим, что такое «заншин»: в любой ситуации ты должен быть целеустремлён, но спокоен, т.е. уметь встречать её без напряжения, и в то же время принимать быстрые решения. Мы познакомились в 1996-м, много вместе прошли за это время… Вот это — спортсмен! Он много раз стартовал на Дакаре, и даже невозможно вспомнить все международные соревнования и даже кубки мира, в которых он участвовал и побеждал на этапах, причём в «абсолютке». В любом случае за его плечами уже не один десяток ралли-рейдов, а это значит, что у него, как минимум, «железные яйца»! Разве такой человек может подвести?

Андрей Рудницкий на этапе Кубка мира, Марокко, 2015 год.
Андрей Рудницкий — инженер отдела испытаний SkyWay.

Или Александр Ковалик, один из сильнейших картингистов ещё СССР, мастер спорта, тринадцатикратный чемпион БССР, победитель многих всесоюзных соревнований, призер чемпионата СССР. Он и сегодня в идеальной физической форме! Это человек очень педантичный, пунктуальный, аккуратный, т.е. обладающий всеми качествами, необходимыми в работе с агрегатами. Вот он и занимается сейчас сборкой наших электромоторов, где всё должно быть сделано идеально чисто и точно.

Александр Ковалик на соревнованиях, 1974 год.
Александр Ковалик — слесарь механосборочных работ электромонтажного участка SkyWay.

Невозможно не упомянуть и Владимира Альхимовича, мастера спорта СССР по автомодельному спорту, который обладает огромными знаниями и опытом, владеет технологиями литья алюминия, работы с различными видами пластика, а также с мельчайшими деталями, из которых состоят масштабные модели подвижного состава и макеты путевой структуры Струнного транспорта Юницкого.

Владимир Альхимович – токарь модельного участка SkyWay.

Если бы молодость знала, если бы старость могла…

В цеху большое количество слесарей, которые работали механиками в спортивных командах, причём речь идёт о спорте высоких достижений, уровня чемпионатов России, Европы, мира! Подвижной состав SkyWay изготавливают люди, имеющие большой опыт создания транспортных средств, с которыми они потом участвовали и выигрывали крупные соревнования. В этом весь смысл!

Есть ещё десятки других бывших коллег, которых я смог собрать. Они составили костяк коллектива, осилившего выполнение задачи, поставленной генеральным конструктором Анатолием Юницким в прошлом году. Но эти задачи всё сложнее, их количество растёт, поэтому сейчас у меня в подчинении уже 74 человека. При формировании команды, способной решать сложнейшие и интереснейшие задачи ­- что очевидно, ибо мы строим подвижной состав, который вскоре полетит по струнным рельсам со скоростью 500 км/ч, что не снилось даже автогонщикам, — мы соблюдаем разумный баланс в количественном соотношении между опытными и молодыми сотрудниками, и слова «наставничество» и «преемственность» являются здесь основополагающими.

Юнибус — так называется транспортное средство SkyWay — на специальной эстакаде.

Как попасть на работу в SkyWay

Принцип формирования коллектива следующий: в первую очередь, это профессионалы, с которыми я работал, которым доверяю и знаю, каким образом ими руководить. Во вторую — те, кого привели первые, будучи уверенными в их профессиональных качествах не менее, чем я в этих своих бывших коллегах.

Александр Синкевич

Мы продолжаем набор людей — нам нужны классные специалисты! Все, с кем мы сейчас работаем, пришли когда-то, можно сказать, «с улицы», поэтому для заинтересованных в том, что мы делаем, наши двери открыты в любом случае. Но я предъявляю к ним дополнительные требования, ибо только команда способна работать в наших условиях, очень похожих на существующие в спорте. И наш коллектив очень похож на спортивный по своей организации, идеологии, настроению, психологии и взаимоотношениям! Для меня мои сотрудники — набор высококлассных точных инструментов, а не куча ржавого лома. Когда я открываю шкаф, я вижу изумительные ключики, находящиеся каждый на своём месте. И, если у меня появилась новая задача, я должен заполнить пустующие места. При этом я отдаю себе отчёт и в том, что для своего руководителя сам являюсь таким же инструментом в достижении намеченной цели.

У меня двойная задача: от имени руководства добиваться от коллектива решения поставленной задачи и в то же время защищать его интересы перед нанимателем. И подчинённые это прекрасно знают и чувствуют. Только при соблюдении подобного баланса возможна продуктивная работа.

Визуализация: выскоскоростной (сверху) и городской (снизу) SkyWay.

Командный дух

Вот на таких принципах и создаётся наша команда. Можно назвать такой подход круговой порукой, итальянской мафией… не важно, ибо важен результат! Я этому учился много лет, начиная с команды «МАЗ-TRT», участвовавшей в кольцевых гонках, где все были друзьями, молодыми, весёлыми ребятами, которым удалось добиться огромных успехов: несмотря на тяжёлое время, много раз мы были на подиуме чемпионатов Европы в Англии, Бельгии, Франции… Очень сложно было бороться с командами Mercedes, MAN, Volvo, SCANIA и другими. Такие были соперники, что страшно было просто смотреть на них! Но за несколько лет упорной работы нам удалось создать конкурентоспособную машину. И сделано это было, честно говоря, на морально-волевых качествах потому, что сравнимых с этими командами бюджетов у нас, естественно, не было, работало над проектом на заводе реально шесть человек, которые сами проектировали и строили эту машину. Моё отношение — у инженера должны быть грязные руки. Не может белый воротничок создать полноценный действующий механизм! Инженеры, которые работают со мной, всегда своими руками доводят в цеху и в поле то, что они спроектировали на компьютере.

Юнибус SkуWay в процессе сборки

Как-то в Англии помимо третьего места, завоёванного на чемпионате Европы, мы получили кубок «Team Spirit» − «Командный дух». Для нас он был важнее подиума на тот момент. Мы почувствовали, что командный дух необходим! С тех пор с этой мыслью я живу и работаю в абсолютно разных проектах. Если этого нет — результата не будет.

Что характерно для технических видов спорта? Это коллективный труд большого количества людей, где ты одну гаечку не докрутил, потому, что поленился дотянуться, и уничтожил работу всей команды. Гонщик — это звезда, стоящая на вершине пирамиды. Но таким его делают все остальные, остающиеся в тени. У них нет звёздной болезни, но зато у них есть внутренний стержень. Причём это помимо великолепных профессиональных качеств!

Что ещё даёт спорт производству

Именно это — формирование характера, аккуратности, отношения к работе — и есть самое важное в технических видах спорта и в автоспорте, в частности.

Знания, опыт и люди, работающие со мной ещё с начала 1990-х, очень пригодились сегодня проекту SkyWay. Один только пример — немаловажную роль в обеспечении безопасности пассажиров Струнного транспорта Юницкого играют технологии сварки пространственных каркасов. Те профессионалы, которые когда-то варили каркасы безопасности для гоночных автомобилей, сейчас изготавливают рамы для SkyWay, представляющие собой алюминиевые пространственные конструкции. Накопленный опыт адаптируется под новые условия.

В подвижном составе мы также применяем спортивные тормозные механизмы. Мы должны быть уверены, что обеспечиваем ему самые лучшие характеристики. Когда мы перейдём к этапу промышленного производства, то наверняка откажемся от чрезмерности спортивных «штучек» и оптимизируем тормоза, сделав их эффективность и себестоимость необходимыми и достаточными.

Опытно-экспериментальное производство SkyWay

Как пригодился опыт создания «Ё-мобиля»

Лет 10 назад я работал в партнёрстве с Юрием Шифом, приложив руку к дизайну пары десятков байков, которые становились победителями и призёрами международных чемпионатов, включая и чемпионат мира. По совокупности заслуг в области транспортного и промышленного дизайна нас приняли в Белорусский союз дизайнеров. В 2009 г. нам предложили разработать концепцию городского автомобиля будущего с использованием гибридной силовой установки, что было единственным обязательным условием. За 4 месяца мы создали без преувеличений инженерно-философский труд о том, куда идёт автомобильная промышленность, что произойдёт в сфере транспорта через 20−30 лет и как к этому готовиться. Понимание этого и привело меня в итоге в SkyWay, куда я принёс весь накопленный опыт. А в то время проектом заинтересовался Михаил Прохоров, который уже был богатым, а хотел стать ещё и знаменитым. Всё быстро закрутилось, я стал техническим руководителем проекта, при моём участии было выбрано его название, разработана PR-кампания и т.д.

К сожалению, потом разработка «Ё-мобиля» пошла в противоположном направлении и от первоначальной концепции в том, что получилось в конце — несмотря на достижение инженерно-технического результата, включая создание прототипов и образцов первой ступени, — не осталось ничего, за исключением гибридной установки. Я понял, что проекта не будет и ушёл из него. Я могу заниматься лишь тем, во что я верю!

Визуализация: юнибус SkyWay на специальной эстакаде.

Помимо опыта работы с гибридными приводом, трансмиссией и накопителями, из того проекта я принёс в SkyWay умение работать с композитными материалами — препрегами, карбоном, кевларом и т.д., с которыми впервые столкнулся, будучи техническим директором в совместном белорусско-немецком СП «JAK Автомобильные технологии Лтд.» ещё в 1990-е. Мы выполняли заказы для европейского автоспорта: проектировали гоночные машины для Formula 3, Formel Junior, ADAC-BMW Formel Junior и т.д., изготавливали автомобили для Mercedes-AMG DTM, кузовные и трансмиссионные детали для Porsche, Opel… Материалы привозили из Германии, но это всё делалось в Минске по технологиям, применяемым в автогонках и авиастроении! Поэтому пусть вас не удивляет, когда сегодня Юницкий сравнивает юнибус с «Боингом».

Несколько десятков инженеров, с которыми я работал и в «Ё-мобиле», и в «Яровите», сегодня трудятся не только со мной на производстве, но и в КБ ЗАО «Струнные технологии». Например, из коллег по проекту «Ё-мобиль» со мной работает сейчас Дмитрий Забродский, который руководил там испытательным бюро.

Опыт инжиниринга и работы в самых современных пакетах тоже востребован SkyWay. Конструкторский опыт, полученный ранее, не менее ценен, чем всё озвученное выше.

Чем для команды является проект SkyWay

Анатолий Юницкий взвалил на себя очень тяжёлую ношу, и мы все должны её разделить. Его заслуга заключается в создании целой концепции глобального транспорта, организованного на абсолютно новых принципах, но это — философская сторона вопроса. А техническая такова: мы должны не только создать транспорт будущего, но и построить для него дороги! Поэтому все приходящие сюда на работу должны осознавать, что у нас не молочные реки с кисельными берегами, а скорее сахарные плантации. Но лично я работаю только с людьми, которых уважаю, и только до тех пор, пока верю в проект».

Больше информации о SkyWay на сайте ЗАО «Струнные технологии»: http://sw-tech.by/

Беседовал Михаил Кириченко.

УНП 192425076

Нужные услуги в нужный момент