/ Фото: Инга Шкелер /

С утра в субботу на «Линии Сталина», где стартовал первый день праздника, посвященного Дню танкиста, наблюдался небывалый ажиотаж. Автобусы и автомобили с номерами разных областей выстраивались в очередь перед КПП, где сотрудники в форме красноармейцев старались дирижировать потоком.

Фото: Инга Шкелер

По словам директора по развитию и продвижению ИКК «Линия Сталина» Михаила Метлы, на праздник ожидалось около пяти тысяч человек, а приехало гораздо больше.

Фото: Инга Шкелер

Пока отцы живо обсуждали, какого танка когда-то больше боялось НАТО и могла ли 45-ка подбить немецкий «Тигр», дети с увлечение разрисовывали боевую машину десанта в разные цвета радуги, а мамы вздыхали по Дяде Ване, который с гитарой пел со сцены грустные песни и улыбались Илье Митько.

Фото: Инга ШкелерФото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

Но самым главным событием этого дня стали инсценировка боя времен Второй мировой войны, а также танковый биатлон. Чтобы показать бой времен Великой Отечественной войны, на «Линию Сталина» приехали реконструкторы из Беларуси, России, Словакии и стран Балтии.

Ребята, вы только держитесь!

Показать войну без прикрас, наверное, в этот раз решили организаторы реконструкции. Сам бой имитировал 44-й год, когда советские войска сражались с немцами севернее Варшавы — в районе северных плацдармов на Висле. По сценарию нашим противостояли элитные части дивизия СС «Викинг».

Фото: Инга Шкелер

Перед зрителями разворачивались драматические события: немцы занимают один из домов, выселяя его обитателей на улицу, попутно забирая приглянувшееся им имущество и домашнюю птицу.

Фото: Инга Шкелер

Тем временем из-за пригорка появляется подразделение советской разведки, которое сразу попадает под ружейно-пулеметный огонь и погибает в неравной схватке. На выручку им спешат Т-34, поддерживаемые пехотой.

Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга ШкелерФото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

С немецкой стороны тоже подходит подкрепление. На помощь T-III спешит Stug III, которому удается подбить тридцатьчетверку. Все поле заволакивает дымом от выстрелов, а зрителей оглушают постоянные взрывы. Видя, что силы неравны, и красноармейцы гибнут один за другим, кто-то на трибуне не выдерживает и кричит «Ребята, вы только держитесь!».

Тем временем на выручку отчаянно сражающимся советским бойцам поспевают сначала СУ-76, потом СУ-100 и, наконец, тяжелый танк КВ-1, большая часть немецкой техники горит, а солдаты бегут, бросая награбленное. Немецкий офицер пытается остановить бегство своих солдат, и на какое-то время ему это удается.

Фото: Инга Шкелер

Тогда советские бойцы поднимаются в атаку и в рукопашной схватке опрокидывают гитлеровцев. Все поле боя покрыто «убитыми», ведь никакая победа не дается легко.

«Душегубка» на поле боя

Во время реконструкции боя на Висле гостям комплекса впервые показали самоходную установку СУ-76. По словам Михаила Метлы, с ее создания и началась подготовка ко «Дню танкиста». На все работы ушло шесть месяцев, а саму САУ изготовили по оригинальным чертежам.

Михаил Метла и создатели СУ-76

«Это легендарная машина, которая массово применялась во время Второй мировой войны. По количеству выпущенных экземпляров СУ-76 уступает только Т-34» — добавил Михаил Метла.

Фото: Инга Шкелер

Деталями создания самоходки поделились специалисты по реставрации танков Александр Микалуцкий и Владимир Якушев. По их словам, оригинальных частей в самоходке мало, точнее, всего одна — пушка, которую подарили в Минобороны.

Фото: Инга Шкелер

Все остальное изготавливалось из подручных материалов. Корпус строился из металлических листов толщиной 10−20 мм. В лобовой части был использован после соответствующей доработки лист от БМП-1.

Фото: Инга Шкелер

В качестве силовой установки применили двигатель от ГАЗ-53 мощностью 115 л.с. Расход топлива у САУ немаленький — 50 л/100 км. Вес машины 8 тонн, что немногим меньше оригинала (11, 2 тонны).

Фото: Инга Шкелер

Трансмиссия была позаимствована у БМП-1, а катки и гусеницы — от АТП-1 (артиллерийский тягач полубронированный 1-го типа). Кстати, гусеницы оказались самой сложной деталью, над которой специалисты работали около 10 дней. Гусеницы подгонялись под одинарные звездочки, которые использовались в оригинальной ходовой СУ-76, для чего надо было правильно рассчитать шаг и сделать в каждом траке прорезь.

Фото: Инга Шкелер

Если вернуться к истории, то СУ-76 была очень противоречивой машиной. Пехотинцам она скорее нравилась за мощное орудие и возможность тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях, а вот экипажи ее не любили за тонкую броню и высокую пожароопасность. Самоходчики прозвали СУ-76 «братская могила четырех танкистов» и «душегубка».

Не умеете ездить по зеркалам — покупайте Т-72

Вторым по зрелищности моментом стало уже традиционное для ИКК «Линия Сталина» шоу танковый биатлон. На этот раз дистанцию проходили не только танкисты на Т-72Б, но и экипаж БМП-2.

Фото: Инга Шкелер
Фото: Инга Шкелер

Организаторы подготовили для танкистов несколько огневых рубежей и многочисленные препятствия, прохождение некоторых из них было очень эффектным. Например, преодоление заболоченной местности, когда 44-тонная машина поднимает фонтаны грязи.

Фото: Инга Шкелер

В один из моментов, когда танк раздавил, как игрушку, старенький «Москвич», комментатор не удержался и, восхищаясь мощью машины, посоветовал всем, кто не умеет ездить по зеркалам, купить Т-72.

Фото: Инга Шкелер

Выступление БМП-2 было не менее зрелищным. Быстрая и маневренная (скорость до 50 км/ч по пересеченной местности), она буквально летала по сложной трассе, преодолевая все приготовленные организаторами препятствия.

Завершился первый день праздника красочным салютом. Программа воскресенья обещает быть не менее интересной. Завтра, например, можно будет увидеть реконструкцию боя Афганской войны.

Читайте также: От Т-34 до КВ-1. Как белорусская семья восстанавливает легендарные танки

-45%
-10%
-25%
-15%
-27%
-10%
-15%
-40%
-70%