Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Интернет и связь


/

Генеральный директор Viber Джамел Агауа родился во Франции, но последние несколько лет живет в Сан-Франциско. Он старается раз в четыре месяца приезжать в Минск, где находится главный офис разработки самого популярного в нашей стране мессенджера. Топ-менеджер рассказал нам, что он думает о планах по монетизации Viber в Беларуси, рекламе в приложении и о том, что произойдет с мессенджерами в ближайшем будущем.

Джамел Агауа стал генеральным директором Viber в феврале 2017 года. Агауа — опытный предприниматель, на протяжении многих лет работает в сфере высоких технологий, руководил компаниями в разных странах мира. До прихода в Viber Джамел занимал должность президента MobPartner — международной компании-провайдера мобильных рекламных технологий.

В спектр его задач в Viber входят ускорение процесса развития инновационных функций и рост глобальной аудитории пользователей приложения.

Фото: Дмитрий Смирнов, TUT.BY

Первые впечатления о Беларуси

До того, как Джамел стал главой компании, он никогда не был в нашей стране.

— Впервые я посетил Беларусь несколько месяцев назад, и самое мое большое впечатление — чистота в городе. Особенно это впечатляет после Сан-Франциско, где улицы очень грязные. Я переписывался с другом из Лос-Анджелеса, рассказал, где нахожусь, и просто отправил ему фотографию из окна отеля. Первая его фраза: «Вау, как же там чисто!» (смеется).

Я был впечатлен не только чистотой, но и людьми здесь. Кстати, Viber же был создан здесь, этими людьми. И, кстати, много идей, которые мы затем воплощаем в мессенджере, приходят из Минска — потому что Viber очень популярен в Беларуси, и все в этом офисе им пользуются и днем, и ночью. И это меня тоже поразило — вовлеченность, привязанность ребят к продукту, который они создают.

Фото: Сергей Пилипович, журнал "OfficeLife"
В минском офисе разработки Viber. Фото: Сергей Пилипович, журнал «OfficeLife»

Почему Viber так популярен в Беларуси?

В нашей стране более 5 миллионов зарегистрированных пользователей мессенджера. И по мнению Джамела, это логично, что Viber популярен в той стране, где его создали.

— Группа людей из Израиля и Беларуси открыла этот офис, он начал работу еще в марте 2010 года, а компания была организована лишь месяцем ранее. Здесь изначально работали ребята из Беларуси, которые рассказывали о мессенджере друзьям и родным. Когда они делали мессенджер, то учитывали национальные особенности общения.

Потом Viber распространился по русскоязычным странам и стал популярен в России, Украине. В этом регионе он среди лидеров, его рыночная доля колеблется в пределах 40-80%, рассказал Джамел:

— Viber очень популярен не только в Беларуси, но и в таких странах, как Болгария, Сербия, Венгрия, и особенно в Греции. В Греции меня вообще встречали, как короля (смеется), — там 85% владельцев смартфонов — активные пользователи Viber. Кроме того, мы популярны на Филиппинах, во Вьетнаме, на Шри-Ланке и в Непале.

В целом в мире 20-25 стран, где у нас очень сильные позиции, и еще в 50 государствах наша рыночная доля составляет довольно высокие 10-30%.

Фото: Дмитрий Смирнов, TUT.BY

О рекламе в мессенджере

Недавно белорусский блогер пожаловался в МАРТ на спам в Viber, да и в целом в соцсетях пользователи периодически жалуются на то, что мессенджер стал показывать им рекламу. При этом другая популярная программа для общения — Telegram — обходится без нее. Спрашиваем, что по этому поводу думает Джамел.

— Telegram — это молодая команда, которая до сих пор финансируется за счет собственных средств. Но это не может продолжаться вечно. Нельзя постоянно финансировать сотни инженеров из своего кошелька. За хороший сервис всегда нужно платить — либо это делают пользователи, либо кто-то за них.

5 лет назад я прочитал интервью основателя WhatsApp, где мистер Ян Кум сказал, что  «вставлять рекламу в переписку оскорбительно», а через два года он продал бизнес человеку, который зарабатывает на рекламе и продаже информации о пользователях рекламодателям (Марку Цукербергу, Facebook. — Прим. TUT.BY). А месяц назад WhatsApp объявил о выходе платной версии мессенджера для крупных компаний.

Джамел считает, что реклама не должна быть назойливой, а пользователь должен получать только то, что он ищет и что ему интересно.

— Это то, что мы делаем. Мы не вставляем рекламу в чаты, как в некоторых других мессенджерах, в вайбере никогда не будет баннера под портретом вашей жены.

Мы стараемся возвести мосты между компаниями, готовыми платить за взаимодействие с пользователями, и самими пользователями, чтобы сохранить наш сервис бесплатным. Наша цель — бесплатно объединять людей и защищать их переписку. И мы будем этого придерживаться.

Фото: Сергей Пилипович, журнал "OfficeLife"
В минском офисе разработки Viber. Фото: Сергей Пилипович, журнал «OfficeLife»

«Мы хотим сохранить Viber бесплатным»

Джамел рассказал, что в Viber не так давно появилась опция «дополнения для чатов». Пользователь прямо внутри мессенджера может найти, например, видео на YouTube или отель на Booking.

— И это не что-то всплывающее и мешающее вам, это то, что вы активируете тогда, когда вам это нужно. Скоро там можно будет заказать еду и другие товары. Такая форма рекламы не назойливая, а удобная для пользователя.

Еще один вид рекламы в вайбере — это когда пользователь получает информацию от каких-то компаний. Он аналогичен привычным всем SMS-рассылкам. Джамел уверил, что в Viber следят, чтобы клиенты получали только те рассылки, на которые они сами подписались:

— Однако бывает всякое — человек подключает номер, к которому раньше была привязана рассылка в Viber, он может передумать получать рассылку, или сама компания может по ошибке привязать к рассылке неправильный номер. Для этого у нас есть возможность отписаться от рекламы одним кликом в настройках мессенджера.

Таким образом, мы очень аккуратно подходим к вопросу рекламы. Мы не хотим быть «рекламной машиной», мы просто хотим поддерживать текущий уровень развития мессенджера и сохранить его бесплатным.

И поверьте, тому же Telegram или WhatsApp в итоге захочется получить прибыль, что бы они на текущий момент ни утверждали. Это не может длиться вечно.

Фото: Сергей Пилипович, журнал "OfficeLife"
В минском офисе разработки Viber. Фото: Сергей Пилипович, журнал «OfficeLife»

О платных и бесплатных стикерах

В Telegram стикеры стали чуть ли не главным способом общения, благодаря бесплатности и тому, что их легко сделать самому. Viber продолжает продавать тематические пакеты. Интересуемся, изменится ли что-нибудь в этом направлении в ближайшее время?

— Начну с того, что 80% стикеров в Viber — бесплатные. У нас есть целая команда, занимающаяся созданием стикеров, новые наборы выходят каждую неделю. Кроме того, мы даем пользователям быстрый доступ к гифкам, картинкам, YouTube-роликам, которыми можно разбавить текстовую переписку.

Часть стикеров выходит под лицензией — например, стикеры с диснеевскими персонажами. Мы делаем отчисления за использование персонажей, соответственно, не можем сделать их бесплатными.

По сути, это опция, которой вы можете воспользоваться, а можете пройти мимо, если вам это не нужно. По аналогии приведу выбор между бесплатным звонком с Viber на Viber и платным — с Viber на городской номер. К примеру, я до того момента, как стал главой компании, ни разу не покупал стикерпаки — меня же не вынуждали это делать.

Что касается стикеров, которые могут сделать сами пользователи, то мы работаем над этим вопросом, и, думаю, такая опция появится в самом ближайшем будущем.

Фото: Дмитрий Смирнов, TUT.BY

Через Viber можно будет заказывать пиццу

Многим пользователям мессенджера не хватает возможности редактирования сообщений, другие хотят создать собственный паблик-чат (пока они доступны лишь некоторым компаниям и знаменитостям). Уточняем, когда нам ждать этих нововведений.

— Прямо сейчас мы работаем над очень интересным обновлением, подробности которого пока рассказать не могу. Надеюсь, эта новая опция, связанная с группами, появится в Viber до конца ноября, и уверен, что она будет популярна среди блогеров.

А паблик-чаты, на мой взгляд, все-таки выполняют другие функции, они служат другим целям. Как правило, они нужны крупным брендам или знаменитостям для формата «один автор — много читателей», а не обсуждений и бесед.

Напомню, что в этом году мы запустили множество полезных, на наш взгляд, функций. Причем их было больше, чем за последние три года. Одно из самых важных — это «дополнения для чата», о которых я говорил раньше. В Америке их функциональность выше, так как там вы можете не только заказать отель через Booking или просмотреть YouTube-ролик, но и сделать покупку, заказать домой пиццу. В будущем мы планируем развивать эту опцию сначала в Западной, а потом и Восточной Европе — осталось только найти партнеров.

Еще одним нововведением, которое стоит ждать в ближайшие месяцы, станет возможность редактирования сообщений, пообещал Джамел. Пока же пользователи могут лишь удалять их.

Фото: Сергей Пилипович, журнал "OfficeLife"
В минском офисе разработки Viber. Фото: Сергей Пилипович, журнал «OfficeLife»

«Удивительно слышать, что мы паразиты»

В Беларуси долгое время говорили о возможной монетизации Viber и Skype. Мол, мессенджеры паразитируют на сетях сотовых операторов, а значит, за это нужно платить. Джамел категорично не согласен с таким утверждением:

— А Uber — это паразит? У меня на смартфоне есть множество приложений, использующих интернет, и ни одно из них не платит сотовым операторам. Viber использует интернет-соединение, за которое абонент уже заплатил по своему тарифному плану. Получается, что они уже это монетизировали. Операторы говорят, что вы можете совершать бесплатные Viber-звонки? Прекрасно! В этот момент расходуется еще больше трафика, за который вы им платите.

Времена меняются, продолжает Джамел:

— Смотрите: раньше для вызова такси мне приходилось звонить по телефону, я отдавал за это деньги оператору. Теперь я вызываю Uber. Почему бы сотовым операторам не возмутиться из-за этого? Но они так не делают, потому что я вызываю машину через интернет и плачу компании, только другим способом.

Что касается взаимодействия с операторами, то у нас есть около 50 соглашений с сотовыми компаниями, но речь идет немного о другом. Они говорят абоненту: «Вот пакет за 20 долларов, в него входит 2 часа звонков, 10 ГБ интернета и бесплатный трафик в Viber и Facebook». То есть в данном случае мы помогаем оператору продавать пакеты тем, кто активно использует наш мессенджер (подобное соглашение в Беларуси у Viber есть с life:). — Прим. TUT.BY).

Поэтому мне удивительно слышать, что мы паразиты, так как мы помогаем операторам продавать трафик.

В минском офисе разработки Viber. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
В минском офисе разработки Viber. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Мы не рассказываем о том, что было в переписке»

Спецслужбы всех стран постоянно обращаются к Apple, Google и Microsoft для помощи в раскрытии дел, для раскрытия информации о пользователях. Уточняем, какая позиция по этому вопросу у Viber и были ли подобные случаи в Беларуси.

— Не могу сказать конкретно про Беларусь, честно, у меня нет таких данных. Но у нас, разумеется, есть соглашения с властями в тех странах, где мы присутствуем, о передаче информации в случае наличия судебного постановления или правительственного запроса. Точно такие же соглашения есть у сотовых операторов.

Речь идет о так называемых CDR-файлах (Call Detail Record, подробная запись о вызовах. — Прим. TUT.BY), где содержится информация о том, куда звонил/писал абонент, кто звонил/писал ему, какова была длительность звонков, количество и время отправки сообщений.

— При этом мы не рассказываем о том, что было в переписке, или о чем говорилось во время звонков. Потому что мы не знаем этого — вся информация шифруется на конечных устройствах.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
В минском офисе разработки Viber. Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

«Если у вас не будет инноваций, вы очень быстро исчезнете с рынка»

Сейчас у каждого на смартфоне установлено по несколько мессенджеров — один для решения рабочих вопросов, второй для переписки с друзьями, третий — для общения с родными. Это не очень удобно. Однако глава Viber отметает даже гипотетическую возможность, что в будущем все перейдут на какой-то один мессенджер.

— Я не верю в такой сценарий. Так же, как не верю, что когда-нибудь будет лишь одна автомобильная компания или одна-единственная социальная сеть. Причина проста — нет конкуренции — значит, нет идей. А значит, с большой долей вероятности, кто-то в этот момент придумывает более удобное и полезное решение.

Жизненный цикл продуктов сокращается с каждым годом. Если у вас не будет инноваций, вы очень быстро исчезнете с рынка. Это относится к любому бизнесу.

Я уже немолод, мне 48 лет. Мой первый телефон был Nokia, да что там, мои 10 первых телефонов были Nokia. Я думал, что умру с Nokia в руке, до того, как вышел первый iPhone. А вспомните компанию Kodak, упустившую один небольшой цифровой тренд…

Мы живем в мире, где инновации — это ключ к успеху. И ни одна компания в мире, даже Apple или Google, не может гарантировать себе вечное существование. Эти корпорации добились успеха, потому что они инновационны, и они останутся на рынке, только если продолжат предлагать людям что-то новое и полезное.

Так что я вообще не верю в возможность существования «одного, самого лучшего мессенджера». Гораздо более реальный сценарий — соглашения между различными мессенджерами. Чтобы, например, можно было позвонить с Viber в WhatsApp или написать сообщение из Telegram в Viber. Такое, я думаю, возможно в будущем.

Фото: Сергей Пилипович, журнал "OfficeLife"
Фото: Сергей Пилипович, журнал «OfficeLife»

«Людям нравится разговаривать с машинами»

Джамел рассказал, что в компании видят, что количество чатов растет, что люди стали использовать меньше слов и больше визуального контента — видео, фотографий. Особенно это касается «Snapchat-поколения», предпочитающего снимки словам.

— Один из важнейших трендов, которые я сейчас наблюдаю, — это распознавание речи. Siri, Google Now, Alexa (виртуальные голосовые помощники Apple, Google и Amazon — Прим. TUT.BY) — все это становится более популярно и удобно. Людям нравится разговаривать с машинами, это более натуральный способ общения.

Ведь самый быстрый способ отправить сообщение — это сказать его, а самый быстрый способ получить — прочитать текст. Потому что мы читаем быстрее, чем слушаем.

Так что развитие распознавания речи, перевода ее в текст — это то, что будет активно развиваться в мессенджерах в ближайшее время. Я вижу, что голосовое взаимодействие с машинами нравится детям, а значит, когда они вырастут, им вряд ли будет удобна текстовая переписка.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
В минском офисе разработки Viber. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Я горжусь нашей командой»

Напоследок спрашиваем, какие факты в Viber-общении в разных странах удивляют главу компании больше всего.

— Интересно, что где-то те же стикеры очень популярны, а где-то — наоборот. В Западной Европе, например, это считается ребячеством, а в России и у вас — нет. А если взять Юго-Восточную Азию, то там вообще используют стикеры с игрушечными животными даже в деловой переписке, в общении с начальством. Что для европейцев и американцев выглядит очень странно.

Джамел считает, что самое большое достижении Viber в том, что группа людей из двух маленьких стран — Израиля и Беларуси — создали продукт, который используется по всему миру — от США до Франции, от Филиппин до России, причем используется по-разному, в зависимости от локальных культурных традиций.

— Это очень впечатляет. Малому количеству мессенджеров такое удалось сделать. Например, Line очень популярен в Японии, но им не пользуются в Европе, WeChat — главный мессенджер в Китае, но не за его пределами. Такое сделать очень сложно, и я горжусь нашей командой.

Читайте также:

Apple раскрыла белорусским силовикам данные о 18 устройствах

Нужные услуги в нужный момент