В Беларуси


/

В ноябре Украина объявила о начале строительства хранилища отработанных ядерных отходов неподалеку от ЧАЭС, а Литва — о первых контейнерах отработанного ядерного топлива в своем новом хранилище. Оба объекта находятся недалеко от белорусских границ. 42.TUT.BY выяснил, стоит ли их опасаться.

Что за украинское хранилище?

Украина начала стройку централизованного хранилища отработанного ядерного топлива этой осенью.

Оно станет частью предприятия «Чернобыльская АЭС» и разместится в 10-километровой зоне отселения в Киевской области между нежилыми селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка. До ближайшей точки белорусской границы — 13 километров, до белорусской Наровли — 58 километров, до Гомеля — 140 километров.

ЦСВЯП — это Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива, которое сейчас начинают строить. Изображение: «Энергоатом Украины»

Там будут храниться отработавшие топливные стержни с атомных электростанций в Ровно, Хмельницком и Южноукраинске.

Проектный максимальный объем хранения — 16 529 отработанных тепловыделяющих сборок ядерного топлива в 458 специальных защитных контейнерах. Одна сборка весит более 500 килограммов.

Запуск хранилища намечен на 2020 год. На максимальный объем хранения планируют выйти постепенно в течение 40−50 лет. По проекту срок эксплуатации площадки составляет 100 лет.

Как хранят отработанное ядерное топливо?

Стройкой украинского хранилища занимается американская компания Holtec International.

На площадке разместится так называемое сухое хранилище отработанного ядерного топлива. В такие хранилища топливо отправляется после «мокрой» выдержки в бассейнах в течение не менее 5 лет на самой станции.

Изображение: "Энергоатом Украины"
Изображение: «Энергоатом Украины»

Отработанное ядерное топливо будут хранить в многоцелевых контейнерах. Главный компонент каждого — герметичный корпус, двустенный цилиндр из нержавеющей стали, который должен обеспечить изоляцию содержимого.

Сухое хранилище — временное. Спустя определенный срок топливо будет нужно извлечь и направить на переработку или окончательное захоронение. Однако после периода сухого хранения отработанного ядерного топлива его уровни излучения и температура будут намного ниже, что значительно облегчит обращение с ним.

Как это влияет на окружающую среду?

Влияние украинского хранилища на окружающую среду оценили в технико-экономическом обосновании инвестиций.

Согласно расчетам, при нормальных условиях строительства в воздух будет выброшено 2,1×106 Бк радиоактивных веществ. Среди них — цезий-137, стронций-90, и α-излучающие трансурановые элементы. Эти объемы в 1000−10 000 раз меньше предельных допустимых концентраций.

«На границе зоны отчуждения уровни загрязнения не превысят 0,01% от существующего загрязнения», — пишут авторы документа о загрязнении грунта.

Безопасная для обычного человека доза радиации — 1 мЗв в год, в белорусском законодательстве установлена именно такая максимальная средняя годовая эффективная доза ионизирующего излучения. Доза радиации от стройки украинского хранилища для людей за пределами зоны отчуждения не превысит 0,001% этого лимита.

При нормальных условиях эксплуатации хранилище будет выбрасывать в атмосферу через вентиляционную трубу 190 Бк цезия и 1,61×107 Бк кобальта-60 в год. На расстоянии 200−300 метров от источника концентрация кобальта не будет превышать максимально допустимую. Максимальное облучение за пределами зоны отчуждения составит 0,0004% от максимальных допустимого.

Что если на хранилище случится авария?

В проект заложена возможность аварии. Проектные аварии для украинского хранилища — это землетрясение интенсивностью до 6 баллов, смерч, удар молнии, сильный ветер, ураган, затопление, сильный снегопад, оползень, взрыв или пожар за пределами площадки или внутри хранилища, а также террористический акт и кража ядерного материала.

При проектной аварии выброс радионуклидов кобальта-60 в окружающую среду составит 2,67×109 Бк. Для людей за пределами зоны отчуждения максимальная доза облучения составит 1,5×10-3 мЗв в год.

К запроектным авариям относят падение самолета на контейнеры хранилища, повреждение всех ТВЭЛов с разгерметизацией многоцелевого контейнера или падение транспортного контейнера HI-TRAC с высоты.

При запроектной аварии может произойти выброс 1,896×108 Бк цезия-137, 1,22×108 Бк стронция-90 и 5,072×108 Бк α-излучающих трансурановых элементов. Анализ специалистов показал, что воздействие такого объема выбросов не превысит допустимых норм для воздушной, водной среды, грунтов, растений и животных. Облучение на границе зоны отчуждения не превысит 0,358 мкЗв за 30 суток, это ниже допустимого лимита.

«При проектной аварии с максимальными последствиями экологический риск по всем составляющим является приемлемым, поскольку не превышаются показатели существующего состояния среды, а также действующие гигиенические нормативы, — говорится в документе. — При запроектной (гипотетической) аварии с наиболее тяжелыми условиями — с учетом низкой вероятности риск оценивается как такой, который можно игнорировать».

Можно ли было выбрать другое место?

Украинские энергетики рассматривали пять вариантов размещения централизованного хранилища: зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а также площадки действующих АЭС в Ровенской, Хмельницкой, Николаевской и Запорожской областях.

Других вариантов не искали, так как «практически вся территория Украины находится в хозяйственном использовании», а на вывод земель из этого статуса понадобилось бы значительное время.

Площадки АЭС в Николаевской и Запорожской областях признали неблагоприятными, потому что на их территории разместить хранилище было невозможно, от Ровенской АЭС отказались из-за активных карстово-суффозионных процессов в толще почв.

В итоге наиболее приемлемым признали вариант в зоне отселения: он удален от крупных городов и водных артерий, а еще там низкий уровень грунтовых вод.

А нас вообще спросили?

Да. Украинская сторона консультировалась с белорусским Минприроды почти десять лет назад.

«Республика Беларусь как ближайшая к планируемому месту расположения хранилища страна проинформирована о намерениях по его строительству и проведены соответствующие межгосударственные консультации, которые полностью удовлетворили белорусскую сторону», — говорится в объяснительной записке к проекту Закона «Об обращении с отработанным ядерным топливом».

В 2008 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси отправило украинской стороне письмо, которое «Энергоатом» опубликовал как согласие на строительство хранилища.

В письме говорится, что украинская сторона ответила на все вопросы, поставленные белорусским Минприроды об оценке воздействия хранилища на территорию нашей страны. «Поэтому в продолжении консультаций с экспертами Минприроды нет необходимости».

И у Литвы тоже ядерное хранилище?

Да, и тоже у белорусских границ.

Оно расположено на территории Игналинской АЭС, которую постепенно выводят из эксплуатации. Сама АЭС находится в 5,5 километра от белорусской границы. Хранилище удалено на 4 км от границы с нашей страной.

Центральная проходная Игналинской АЭС. Фото: Дмитрий Бобрик, TUT.BY
Центральная проходная Игналинской АЭС. Фото: Дмитрий Бобрик, TUT.BY

Хранилище строит немецкая компания NUKEM Technologies GmbH, которая принадлежит АО «Атомстройэкспорт», дочерней компании «Росатома».

Уже построено промежуточное хранилище отработанного ядерного топлива. В мае этого года АЭС получила разрешение от регулятора на его промышленную эксплуатацию. В ноябре на станции сообщили, что 35 контейнеров с отработанным ядерным топливом уже находятся на местах хранения.

До 2022 года на станции будут выгружать отработанное топливо из первого и второго блоков и вывозить его в новое хранилище. Всего в промежуточное хранилище отработанного ядерного топлива предстоит выгрузить 16 000 сборок отработанного ядерного топлива типа РБМК из двух блоков Игналинской АЭС.

Это хранилище опасно для людей?

По оценке литовских специалистов, максимальные ожидаемые годовые рассчитанные выбросы радионуклидов в атмосферу составят приблизительно 2,6×109 Бк/год. Это намного ниже допустимых пределов.

«Действительные годовые радиоактивные выбросы ожидаются меньшими, поскольку в расчетах рассматривались предельные случаи выбросов», — говорится в документе.

Загрязнять воду тоже не планируют. «Никакие неконтролируемые выбросы санитарно-бытовых сточных вод с площадки КОТОХ осуществляться не будут. Перед выбросом санитарно-бытовые стоки будут собираться, а необходимые параметры измеряться».

А вдруг авария?

К проектным авариям относят падение транспортного контейнера и аварию при перевозке жидких отходов и многое другое. К запроектным — падение самолета на одно из хранилищ.

Для человека у охранного ограждения площадки облучение в большинстве случаев будет ниже предельно допустимой годовой эффективной дозы. На границах Беларуси и Латвии доза облучения «может считаться незначительной».

«Для более удаленных местностей от места аварии (на границах государств Республики Беларусь и Республики Латвии) облучение человека из-за прохождения радиоактивного облака для большинства запроектных аварий может считаться незначительным, — говорится в документе. — Дозы примерно равны или меньше 0,01 мЗв. Только для случая падения самолета на отсек отходов Г3 хранилища ДЖО (долгоживущих отходов) можно ожидать возрастания дозы до 0,3 мЗв».

Беларусь не протестует против литовского хранилища?

Сразу после того, как Литва объявила о планах строить хранилище, Минприроды Беларуси выступило резко против. Заместитель министра призывал не допустить строительства, белорусская сторона выражала особую обеспокоенность на сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию. Латвийские экоактивисты также выступали против.

Выбор площадки Белорусской АЭС называли ответом на планы постройки литовского хранилища. «Игналинская АЭС хочет захоранивать отходы на границе с Беларусью. Почему нам тоже не построить там блок, ведь захоронение отходов должно вестись в радиусе 10 км от блока», — говорил в 2007 году заместитель председателя президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Тимошпольский.

В 2008 году место размещения хранилища согласовали с белорусской стороной: площадку отодвинули от границы на несколько километров.

Нужные услуги в нужный момент