Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Семь лет врачи думали, что симулирую». История Анжелики, которая больна дистрофической миотонией
  2. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  3. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  4. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  5. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  6. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  7. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  8. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  9. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  10. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  11. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  12. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  13. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  14. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  15. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  16. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  17. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  18. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  19. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  20. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  21. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  22. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  23. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  24. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  25. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  26. «Запретили пить, курить и заниматься музыкой. Он спросил, зачем тогда жить». Вышла биография культового белорусского музыканта
  27. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  28. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  29. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  30. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав


/

Мы привыкли считать Гренландию ледяным островом, где температура даже в разгар лета держится около 0°C. Но ровно 50 лет назад температурный максимум мог быть тысячекратно побит, а лед на большой части острова растаять, и все потому, что гражданин США Альфред д’Амарио решил взять с собой поролоновые подушки. О том, как стремление к комфорту могло привести к катастрофе, читайте на 42.TUT.BY.

«Железный занавес» по-американски

1961 год, холодная война в самом разгаре, американцы составляют планы ядерных ударов по СССР, Кремль в спешном порядке совершенствует имеющиеся атомные боеприпасы. В мире царит крайняя подозрительность, а генералы держат «красные кнопки» поближе к себе.

Фото: United States Government
Маршруты полетов бомбардировщиков. Фото: United States Government

Опасаясь внезапного удара Советов, американцы инициируют секретную операцию «Хромированный купол» — согласно замыслу, десятки бомбардировщиков B-52 с ядерным оружием на борту барражируют над Северным Ледовитым океаном вдоль 84-й параллели, чтобы в случае опасности нанести мгновенный удар по СССР. К слову, столь опасный патруль просуществовал целых 7 лет.

К концу 1961 года добавили еще одну обязанность — наблюдать за радиолокационной станцией на авиабазе Туле, входившей в систему раннего предупреждения о ракетном ударе BMEWS.

Если связь со станцией прерывалась, летчики должны были определить, не является ли это результатом атаки коммунистов. Вскоре это стало их единственным заданием — «Хромированный купол» свернули после того, как американский стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с самолетом-топливозаправщиком KC-135 во время дозаправки в воздухе.

Как с помощью подушки уничтожить бомбардировщик

Комфорт в военном деле — вещь относительная. И когда светит провести десяток часов в полете, жесткое кресло бомбардировщика Б-52 становится подобием пыточного.

Запасной пилот вылетевшего 21 января 1968 года на патрулирование стратегического бомбардировщика Альфред д’Амарио решил провести отведенное время с комфортом и захватил с собой четыре поролоновые подушки. Точно неизвестно, как он с помощью них обустроился, но, наверное, с комфортом.

Фото: businessinsider.com
Фото: businessinsider.com

Когда пришла его смена, пилот сложил три подушки под сиденье, аккурат на вентиляционное отверстие системы отопления, а затем добавил туда же еще одну.
На большой высоте довольно холодно, и вскоре д’Амарио начал подмерзать, а чтобы согреться, он включил систему отопления. Горячий воздух стал поступать по магистрали и уперся в подушки, лежавшие на вентиляционном отверстии.

Вскоре в воздухе запахло паленым. Экипаж начал поиски источника запаха, и штурман, дважды осмотрев нижнюю палубу, заметил полыхающие подушки, огонь от которых перекинулся на проводку.

Фото: wikimedia.org
Внутри не самые комфортные условия. Фото: wikimedia.org

Потушить пожар не удалось, и капитан Джон Хог, находясь в 140 км от авиабазы Туле подал сигнал бедствия. Аварийную посадку совершить было невозможно: самолет настолько заполнился дымом, что дышать и читать показания приборов пилоты не могли.

Четырем членам экипажа удалось катапультироваться, и только второй пилот Леонарду Свитенко, которому не хватило катапультного кресла, погиб, пытаясь покинуть горящую машину через задний люк.

Сотни пылающих Хиросим над Данией

На борту В-52 в тот момент находились четыре атомные бомбы B28FI мощностью 1,7 мегатонн каждая. Для сравнения: мощность атомной бомбы «Толстяк», сброшенной на Хиросиму, составила всего 18 килотонн. Огромный неуправляемый самолет со смертоносным грузом на борту рухнул в Северный залив, который находится в 11 км от Туле.

Фото: Фото: National Museum of the USAF
Четыре термоядерные бомбы B28FI. Фото: National Museum of the USAF

От пожара и удара в бомбах детонировала взрывчатка, однако ядерной реакции не произошло. Но и этого хватило, чтобы превратить B-52 в «грязную бомбу», загрязнившую радиоактивными веществами окружающий место крушения ландшафт.
Горящие обломки корпуса самолета расплавили лед, и урановый сердечник одной из бомб утонул.

Операция Crested Ice

Катастрофа B-52 вызвала серьезный дипломатический кризис и вдобавок привела к экологической катастрофе. Дело в том, что Гренландия принадлежит нейтральной Дании, которая в свою очередь в 1957 году объявила себя безъядерной зоной и как бы не позволяла летать самолетам с ядерным оружием через свое воздушное пространство. А тут выяснилось, что самолеты не только летали, но и уронили четыре ядерные бомбы на датскую территорию.

Фото: USAF Nuclear Safety
Аэрофотосъемка места катастрофы. Черная полоса — лед, потемневший из-за горящего топлива, 21 января 1968 года. Фото: USAF Nuclear Safety

Операция по ликвидации катастрофы получила название Crested Ice и длилась почти восемь месяцев. За это время на месте аварии рабочие вырубили 6,7 км³ зараженного льда. Дыру, где раньше был лед, засыпали тоннами песка. В экстремальных условиях (температура держалась в районе -50 по Цельсию) трудилось более 2500 датчан и американцев.

Обнаружить удалось только три бомбы, урановый сердечник четвертой найти так и не удалось. Он до сих пор лежит на дне залива Северной звезды.

Что касается членов экипажа бомбардировщика, то командир Джон Хог и запасной пилот Альфред д’Амарио приземлились благодаря парашютам прямо на территорию авиабазы. Дольше всего продолжался поиск Кертиса, покинувшего самолет первым и приземлившегося в 9,7 км от базы. Выжили все члены экипажа, за исключением Леонарду Свитенко.

Читайте также:
«Что за черт там летит»: как американцы использовали унитаз вместо бомбы

-11%
-50%
-70%
-55%
-30%