Американский истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II имеет советские корни, пишет портал Taskandpurpose. В 1990-х, после падения «железного занавеса», американцы смогли получить доступ к советским технологиям.

F-35 Фото: topwar

В СССР самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) разрабатывался с конца 1960-х. Первый серийный палубный штурмовик СВВП Як-38 оказался неудачным — нес мало вооружения, был сложным в управлении и аварийным. Для его замены был разработан штурмовик Як-141 Freestyle, в котором конструкторы учли многие предыдущие недочеты. Довести самолет до серийного производства помешал развал страны.

Фото: oruzhie.info
Фото: oruzhie.info

Бывшие советские ведущие конструкторские бюро оказались на грани краха — денег на их содержание у новой России не было. Единственным способом выжить стала продажа технологий за рубеж. В 1991 году Lockheed и ОКБ Яковлева подписали соглашение о сотрудничестве, которое, среди прочего, позволило американской компании получить информацию о Як-141, в том числе испытательные данные, которые требовали «годы разработки и испытаний».

Для американцев это была критически важная информация, которая помогла начать разработку двигателей — сердца современных F-35. Lockheed Martin не единственные в США интересовались советскими разработками, определенный интерес к Yak VTOL проявляли и в НАСА.

Подводя итоги, автор материала — бывший военнослужащий ВВС США Брэд Ховард — утверждает, что у самолетов разные аэродинамические профили и системы стабилизации, поэтому считать F-35 прямым наследником Як-141 нельзя. Но допускает, что данные, полученные из советского проекта СВВП, использовались при разработке варианта СВВП F-35 Joint Strike Fighter.

Читайе также:
6000 человек экипажа и полный запрет секса: что происходит на авианосце «Гарри Трумэн»