/ /

Появилось сообщение, что меньше чем в ста километрах от Минска находится диверсионная группа противника. Террористы хорошо вооружены, а их задача — уничтожение важных промышленных объектов на территории республики.

Быстро обнаружить противника, блокировать и уничтожить можно только с помощью авиации, поэтому с бетонки взлетной полосы в Мачулищах один за другим поднимаются в небо вертолеты и самолеты с бойцами бригад специального назначения. После обнаружения противника в бой вступят основные силы подразделений сил специальных операций десантированные с самолета Ил-76 на парашютах — более трех сотен бойцов.

Конечно, противник — условный, но боевая техника и оружие — настоящие, а сами условия максимально приближены к боевым. 42.TUT.BY побывал на самой горячей фазе учений подразделений знаменитой 50-й авиабазы Вооруженных сил Беларуси.

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь, это бесплатно!

Если надо, сядем даже в болото

По легенде учений противник находится вне досягаемости авиации, поэтому приходится разворачивать аэродром подскока — импровизированную площадку в чистом поле неподалеку от деревни Синча.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Белорусские военные способны создать импровизированный аэродром в любом уголке страны.

Все работы занимают не более получаса, и вскоре обычное поле превращается в военный аэродром, способный принимать десяток машин за раз, обеспечивая заправку, зарядку авиационными средствами поражения и всестороннюю подготовку к боевому применению.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Звено ударных Ми-24 поднято по тревоге. Чтобы взлететь, вертолету требуется всего восемь минут.

Происходящее вокруг напоминает фильм «Апокалипсис сегодня»: вертолеты на бреющем заходят на посадку, в воздухе сразу находится по нескольку штук. Одни привозят десантников, другие — пополняют боезапас.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Разведчики высаживаются для поиска и блокировки бандформирований.

— Эти учения — экзамен для молодых летчиков, которые осваивают новые машины: наш авиационный парк после модернизации и капитального ремонта в Барановичах пополнили вертолеты Ми-24, ну и появились новые вертолеты Ми-8МТВ-5 в вертолетной эскадрильи, — рассказывает командир авиабазы полковник Андрей Лукьянович. —  За три дня, что идут учения, техники и пилоты должны показать все, чему научились за последний год.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Полковник Андрей Лукьянович

— Мы активно перенимаем опыт коллег из России, некоторые их нововведения, касающиеся построения боевого порядка, элементов боевого применения и взаимодействия с подразделениями ССО, отрабатываем на этих маневрах, — рассказал Лукьянович.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Сегодня в небе тесно от вертолетов.

Тем временем пара Ми-24 заходит так низко, что рев двигателей заполняет все окружающее пространство. Эти вертушки отличает хищный клекот винтов, когда они заходят на бреющем полете — хочется зарыться поглубже в землю и не шевелиться.
Несмотря на окружающую жару, внутри Ми-24 комфортно и даже прохладно.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ми-24

Если говорить автомобильным языком, кондиционер у этой машины стоит уже в базовой комплектации. После модернизации в Барановичах «крокодилы», как еще называют Ми-24, обзавелись автономной системой рециркуляции воздуха, позволяющей летать даже в зонах, где действует высокая радиация или применено химическое оружие.

700 граммов спирта для вылета

Чтобы превратить поле в импровизированный аэродром, понадобилось не более получаса. По словам пилотов, вертолет может приземлиться в нашей стране на любой площадке, даже если это заболоченная местность или березняк.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Высадка десанта из вертолета Ми-8МТВ-5.

— Специальные приспособления, которые борттехник со вторым пилотом перед приземлением опускают под вертолет, предотвращают заглубление шасси, — комментирует один из пилотов. — Ну, а если садиться на неподготовленную площадку в молодом березняке, то новый композитный винт не разрушится даже при столкновении с деревцем или кустарником.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Вертолет Ми-8МТВ-5, обслуживание тепловых ловушек.

Зона посадки вертолетов была обозначена флажками, неподалеку разместились заправочные машины. В перерыве между полетами двадцатьчетверки и восьмерки, как болиды «Формулы-1», обступают техники — люди, которые больше всего времени проводят с машиной.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Межполетное обслуживание Ми-24
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Вертолет Ми-8МТВ-5. В руках техника снаряды для 23-мм пушки.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Сама пушка довольно неприхотлива, не чувствительна даже к загрязнению. Но несмотря на это техники тщательно готовят воооружение вертолета, разбирая и смазывая механизм орудия, чтобы быть на сто процентов уверенными в его безотказной работе.

— Простая предполетная подготовка занимает час десять минут, межполетная — 40 минут, — рассказывает старший лейтенант Алексей Кунда. — Сложнее всего обслуживать двигатель, он требует много внимания. Нужно постоянно контролировать уровень масла, следить за износом деталей. А самая тяжелая работа в физическом плане — это замена лопастей, каждая из которых весит по 200 кг. Тут не обойтись без помощи товарищей и специального подъемного механизма.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Старший лейтенант Алексей Кунда.

К слову, в двигатель вертолета заливается одиннадцать литров масла вязкости 5w-30. А еще для полетов летом машине необходимо 700 граммов медицинского спирта на вылет. Этой жидкостью заправляется стеклоомыватель — другими средствами омыть налипшую на триплекс мошкару сложно.

200 км/ч у самой земли

Тем временем вертолетчики начинают эвакуацию разведгрупп. Четыре Ми-8МТВ-5 стремительно садятся на поле, а с воздуха их прикрывают два «крокодила», образуя штурмовой круг. Если противник в такой момент решит атаковать, то будет немедленно сметен штормом огня и стали — Ми-24 вооружен до зубов: четырехствольный крупнокалиберный пулемет, пушка, и четыре десятка неуправляемых ракет.

При этом сам 24-й хорошо бронирован и не боится огня стрелкового оружия. В это время в воздухе находится самолет АН-26, который в качестве ретранслятора обеспечивает связь экипажей вертолетов с командным пунктом.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ударные Ми-24 прикрывают многоцелевой Ми-8МТВ-5.

Следующий этап после эвакуации — огневое поражение противника, и здесь летчики применяют особый маневр — полет на сверхнизкой высоте. Почему выполнить его сложно и какие опасности грозят пилоту, рассказал майор Дмитрий Жебрев.

— Сегодня мы отрабатывали огневое поражение противника. Сложность заключалась в том, что необходимо было пройти к цели на предельно малой высоте — всего 30 метров, при этом скорость вертолета более 200 км/ч. В таких условиях летчику необходимо быть предельно внимательным: типичные опасности — это возможность столкновения с землей, линией электропередачи, птицами, которых в эту пору особенно много из-за начала пахоты полей. В таких условиях непросто сориентироваться и правильно выйти на цель.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Впрочем, такой полет дает несравнимые преимущества, поэтому обязателен для авиаторов.

— Полет на сверхнизкой высоте позволяет избежать поражения вертолета из ПЗРК (переносного зенитного ракетного комплекса), он просто не успеет навестись, как вертолет скроется из виду. Также это помогает незаметно подобраться к цели и внезапно ее атаковать.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ми-8МТВ-5 выходит на цель

К слову, для атаки вертолет резко набирает высоту — 200 метров меньше чем за секунду, в такой момент у обывателя может потемнеть в глазах. А летчик за последующие несколько секунд, несмотря на перегрузки, успевает обнаружить и поразить цель.
Особенно эффектно это упражнение выполняют пилоты ударных Ми-24.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ракеты пошли.

Большие крылья, на которых располагаются шесть точек подвески вооружения, наклонены под углом 12 градусов. При горизонтальном полете они создают дополнительную подъемную силу, разгружая несущий винт до 25%. Благодаря крыльям «крокодил» просто «прыгает» ввысь. Правда, перегрузка при этом может достигать нескольких g.

Отстрелялись на «отлично»

Вертолеты возвращаются на базу с закатом. За проведенные несколько часов в небе успеваешь привыкнуть к постоянному шуму внутри вертолета. Члены экипажа утверждают, что он совершенно не мешает, а если лететь пассажиром, то и вовсе можно вздремнуть. В это трудно верится. Для сравнения: ощущения такие, как будто пытаешься вздремнуть на крыше электропоезда.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Молодежь, которая участвовала в учениях, лично встречает командир авиабазы, говорит, что задачи выполнены на «отлично». Тем временем вертолеты и самолеты вновь попадают в руки техников, которые, словно детей, готовят трудившиеся несколько дней машины ко сну. Тщательно осматривают, изредка похлопывая по фюзеляжу, укутывают в чехлы, говоря со своими подопечными о чем-то, известном только им.

Читайте также: Эксперты сравнили суперистребители Су-57 и F-22

-50%
-85%
-20%
-10%
-20%
-50%
-20%
-40%
-10%