В Беларуси


О белорусском образовании в последнее время не говорит только ленивый. Объективных проблем достаточно много, но что хуже — мало из них решаются, а те что решаются — очень медленно. Вас тоже беспокоит ситуация в образовании? Меня — да.

Многие годы школа проходила через сложнейшие этапы реформ. Что-то пошло на пользу, что-то, в лучшем случае, никак не повлияло на систему. Но нужно констатировать факт: сейчас белорусская система образования проходит процесс консервации в своих собственных проблемах. Впрочем, можно много рассуждать такими важными, но безличными фразами, важнее, то, как это отображается на самых главных участниках этой истории — детях.

Если вы родитель и приходите в школу записывать своего ребенка или просто забираете его после уроков домой, то в вашу голову точно придет мысль: «Как будто ничего и не изменилось, в моей школьной жизни было так же». Дети также по струнке должны сидеть за партой, решать одинаковые задания для всех и одинаково оцениваться по спорной десятибалльной шкале.

В такой ситуации в Беларуси существуют частные школы, которые могли бы стать альтернативой устоявшейся системе образования. Однако, как только частная школа получает государственную аккредитацию, она вынуждена следовать всем нормам и предписаниям Министерства образования. И таким образом система замыкается в себе и своих проблемах.

Отдельная тема — это педагогический состав. Как и в любом коллективе, в школах есть очень разные учителя. Кто-то приходит по призванию, кто-то — потому что был вынужден идти по распределению. Школа одинаково странно принимает обе категории. Таланты остужает, нагружая бумажной и непрофильной работой, остальным такая система позволяет работать «для галочки».

Мы вынуждены признать, что школьная система, которой обязаны следовать как частные, так и государственные учреждения образования, успешно научилась выращивать неплохих исполнителей средней руки. У большинства учеников средней школы вызывает нешуточные проблемы задание, в котором нужно что-то придумать, без задачи и ограничений. В одном из наших образовательных проектов есть курс, на котором девочки-студентки должны придумать дизайн своей комнаты. Мы говорим им, чтобы они придумали все, что хотят, совершенно любое что придет на ум. И здесь возникает проблема! Участницы курса уже через пару минут задают вопросы «А я правильно делаю?» «А можно добавить красный?» «Я не могу придумать, покажите примеры!» Можете ли вы себе представить этот абсурд? Ребенок, который не может творить без обозначенных рамок, инструкций и оценок! Уже в 9−11 лет они просят у нас разрешения на создание чего-то нового. А ведь в 5−7 лет все было иначе, а прошло совсем немного лет и… пара классов школы.

Вспомните людей, которых многие считают успешными. Очевидно, что их процесс мышления выглядит совсем иначе. Потому что вся суть их фантастической работы — в способности мыслить и творить без рамок и оценок.

Только подумайте, если ваш ребенок осенью пойдет в первый класс, то к своему первому взрослому рабочему дню он приступит примерно в 2034 году. И мы понятия не имеем, какие профессии будут актуальны на тот момент. Любого родителя эта мысль способна здорово насторожить. Да, мы не можем точно знать, какие профессии будут актуальны, но мы можем перестать давать ему неактуальные даже сегодня знания и установки и заменить их с большего на навыки, которые с большей вероятностью он сможет трансформировать в профессию.

В нашу жизнь так плотно вошли некоторые установки, что мы, взрослые, не замечаем их, даже если нам покажут на них пальцем. Например, вам придется довольно много времени провести в рефлексии, чтобы четко увидеть, как школа взрастила в вас страх к ошибкам, как будто это что-то ужасное. Сегодня детям, когда они пишут диктанты и сочинения, снижают оценки за исправления в работе. То есть умение ребенка осознанно подходить к результатам своего труда, смелость признания своей ошибки  для существующей системы образования не являются важным достижением обучающегося. Соблюдение инструктивно-методических писем и орфографического режима — вот что оказывается важнее. Ещё с детства многим из нас прививали стремление быть лучшими, делать что-то наилучшим образом либо не делать вообще. Подобные наставления, конечно, хороши, но нередко в процессе взросления человека они трансформируются из вполне разумной позиции «семь раз отмерить и один раз отрезать» в своеобразную патологию, нежелание делать что-либо, что связано с риском ошибки, возможностью неудачи. Подобные самоограничения убивают такие качества как инициативность, ответственность, креативность.

Но не ради ли этих качеств мы строим процесс обучения и воспитания?

Многие из этих вопросов не давали нам покоя и несколько лет назад мы с Сергеем Дивиным задумались о том, чтобы открыть качественно другую школу в Беларуси. Так родилась идея частной школы STEAM.

Учебная программа школы и ее ценности рождались в долгих обсуждениях. Каждый из нас выделял близкие лично ему акценты. Но благодаря тому, что основная ценность и для меня, и для Сергея — это ребенок с его потребностями, его будущее, мы смогли найти общие подходы и теперь вы видите школу STEAM в той концепции, в котором она есть:

  • школьная программа с использованием авторских методик;
  • STEAM предметы (естественные науки, информационные технологии, программирование, инженерия, робототехника);
  • Система 4К (коммуникация, критическое мышление, креативность, командная работа);
  • углубленное изучение английского языка и математики;
  • прогрессивная система оценивания.

Совместив в одной программе и требования Министерства образования (темы и разделы основных дисциплин, количество часов допустимой нагрузки на ученика и пр.), и важные методические элементы (систему международного корректирующего оценивания, апробированные методики интегрированного и проектного обучения), мы смогли разработать модель современной школы. Наша школа позволит ребенку не выпасть из образовательной структуры, потому что мы закладываем получение обязательных, с точки зрения государственной программы, знаний. Но благодаря использованию инновационных методик преподавания и улучшенной логике освоения программы, мы освобождаем учебное время и вплетаем в процесс те важные блоки, о которых я писала выше: английский и математика, естественно-научный блок, IT и инженерия.

Кроме того, мы пришли к единому мнению, что стоимость обучения должна быть ниже рынка, без потери качества. Мы хотим, чтобы частная школа стала доступной и перестала быть уделом лишь некоторой части населения. Поэтому мы предлагаем уникальную цену в 792 рубля за месяц обучения.

Еще один важный аспект для нас — уважение к детям. Это то, чего недостает государственной школе. Для нас профессиональная пригодность педагогов — это умение справиться с любой педагогической ситуацией без крика и манипуляций. Этим принципом мы и руководствовались при подборе педагогов школы. Нельзя списывать все трудности на несовершенство системы: если сам педагог не заинтересован и не мотивирован, никакая система в этом не виновата.

В этом году мы набираем учеников в пятый класс и мне очень приятно, что набор идет очень активно. Судя по отклику родителей, не только нас беспокоит ситуация с образованием. К нам приводят детей из частных школ, тех, кто раньше учился дома, из государственных школ. Это говорит о том, что мы сделали правильный выбор и верно расставили акценты при составлении программы школы STEAM.

Кроме того, мы понимаем, что для взросления и формирования подростка очень важно и то, с кем он проводит так много времени. Мы ввели входное собеседование для детей. Нам не так важны его академические успехи, гораздо важнее его любознательность, открытость к новому и мотивированность.

Я вижу, что открытие нашей школы получило активный отклик среди родителей. Если ваш ребенок идет в 5-й класс, то мы с радостью поможем вам увидеть, насколько другой может быть школа.

Бронирование мест в частную школу STEAM открыто, вы можете назначить личную встречу по телефону +375 29 7 423 423 и задать любые интересующие вопросы.

До встречи в школе!

ООО “ИТ Принцес”
УНП 192643210