В Беларуси


Минчанин Андрей собирался в Испанию в отпуск и узнал, что в эти же дни в Барселоне пройдет матч суперкубка Испании. В официальной продаже билетов не было, зато они нашлись на сайте-посреднике Viagogo. Правда, у покупки обнаружился серьезный подвох.

Деньги списали, билетов нет

«На первый взгляд компания внушала доверие, — рассказал Андрей. — Я начал покупку билетов, полагая, что приобретаю реальные билеты у официального представителя. Завершив покупку, я получил сообщение, что мой заказ подтвержден, с карточки списаны 745 белорусских рублей, однако я не увидел самих билетов».

Выяснилось, что при покупке через Viagogo билеты доставляют только за пару дней перед самой игрой. В процессе покупки эту деталь нигде не указали, Андрей узнал об этом уже после оплаты. Позже стало известно, что игры в Барселоне вообще не будет — Суперкубок Испании перенесли в Марокко.

Андрей попытался вернуть деньги. Но банк отказался сразу отменить платеж, а найти способ связаться с администрацией сервиса оказалось непросто.

Андрею продали билеты на стадион Camp Nou в Барселоне, хотя игра пройдет в другом месте. Изображение: visitcampnou / flickr.com
Андрею продали билеты на стадион Camp Nou в Барселоне, хотя игра пройдет в другом месте. Изображение: visitcampnou / flickr.com

«Обнаружил более 20 000 негативных отзывов»

«На сайте организована циклическая форма перехода по ссылкам, и нет возможности позвонить или написать email в поддержку, — недоволен минчанин. — Я начал искать ответы в Google и обнаружил более 20 000 негативных отзывов покупателей, которые не получили свои заказы и не могут вернуть свои деньги».

Андрей уверен: его обманули. В Сети есть крупные сообщества «жертв Viagogo», где пользователи делятся историями своих неудачных покупок через посредника. Судя по отзывам, некоторым билеты доставляют в последний момент, но на другие места. Часто встречаются отзывы, когда на билетах указаны данные другого человека. В большинстве случаев существенно различается номинальная и фактическая стоимость за билет. И главное — есть вероятность не попасть на мероприятие из-за недействительных билетов.

В январе 2018 года FIFA запретила продавать билеты на чемпионат мира по футболу через Viagogo. Правда, это никого не остановило, на сервисе они все равно доступны. В мае Марго Джеймс, министр Департамента по цифровым технологиям и культуре Великобритании, назвала Viagogo «худшим» из сайтов-посредников по продаже билетов и призвала британцев не пользоваться им.

Как вернуть деньги?

Вернуть списанные 745 рублей не так просто. Компанию Viagogo основали в Великобритании, сейчас ее штаб-квартира находится в Швейцарии, а по информации на сайте, компания зарегистрирована в США.

«Потребителю следует учитывать, что даже по положениям белорусского законодательства, к отношениям сторон будет применятся право страны Продавца, — рассказал адвокат Виталий Коледа, глава судебной практики юридической фирмы COBALT, кандидат юридических наук. —  Можно, конечно, попробовать обратиться в белорусский суд и получить решение. Но встанет вопрос о его исполнимости: насколько реально привести его в исполнение в другой стране. К сожалению, пока нет эффективных механизмов защиты прав потребителей в таких кросснациональных случаях.

Читатель может обратиться в иностранную юрисдикцию по месту нахождения компании. Если признать слова потребителя достоверными, что ему не была предоставлена вся существенная информация по сделке, а также что есть официальный запрет ФИФА на реализацию билетов через этот сайт, то безусловно зацепки есть. Вопрос, захочет ли потребитель тратить еще больше времени и денег, решая вопрос в далекой и чужой юрисдикции».

Изображение: Michael Saechang / flickr.com
Изображение: Michael Saechang / flickr.com

«Дойди дело до суда, я бы имел хорошие перспективы»

Виталий Коледа поделился собственным опытом того, как возвращал несправедливо списанные деньги из-за границы.

«В моем личном опыте была похожая ситуация: я оформил подписку на Wall Street Journal, это была британская юрисдикция. Они необоснованно списали у меня приличную сумму в евро после того, как я отказался от их дальнейшей подписки», — рассказал юрист.

В тексте оферты было написано, что отменить подписку можно только посредством звонка на британский номер. Виталий же послал уведомление о прекращении подписки со следующего месяца через интернет. По его просьбе дважды подтвердили, что все формальности выполнены и подписка прекращена.

«В конце месяца я был очень удивлен, узнав, что с моей карточки была списана очередная сумма за подписку на журнал, который я уже не читал», — вспоминает юрист.

Отдел технической и клиентской поддержки отказывался идти навстречу и ссылался на текст оферты. Виталий потребовал полные данные о компании и держателе прав на издание, а также контакт со старшим сотрудником.

«Я обратился к издательству, показал еще раз скриншоты переписки и подтверждение со стороны компании о принятии ей моего отказа от подписки и написал официальную претензию со всеми необходимыми реквизитами и ссылками. Я пообещал, что если мы не решим этот вопрос полюбовно, то я обращусь в органы антимонопольного регулирования Великобритании и Евросоюза с заявлением о недобросовестном ведении бизнеса, а также в британские организации по защите прав потребителей, а если и это не поможет, то буду обращаться в британский суд.

Я изучал английское право и правовую систему Соединенного Королевства и знал, что несмотря на формальное наличие в оферте специальных условий, по существу они не правы в своей позиции. Дойди дело до суда, я бы имел хорошие перспективы отстоять свою точку зрения в споре.

Они подумали два дня и прислали письмо о том, что решили пойти на уступку и вернуть деньги, чтобы не выводить конфликт в судебную плоскость. Возможно, в этой ситуации получится добиться возврата таким же способом. По крайней мере, начать с этого точно можно. В противном случае, не исключаю, что потребителю придется прибегать к услугам иностранных адвокатов, чтобы вернуть свои деньги».

{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-10%
-50%
-60%
-20%
-10%