Меньше месяца осталось до конференции «Деловой Интернет», которая пройдет в Prime Hall 2−3 ноября. Обе секции конференции, «Маркетинг» и «Бизнес», посвящены технологиям, меняющим деловые процессы. Многие из них когда-то казались — и были — фантастикой. Сегодня мы попробуем вспомнить, какие еще технологии из фантастических произведений стали нашей ежедневной реальностью.

Далеко не все авторы фантастических произведений ставили себе целью прогнозировать будущее. Сильной и достоверной книгу, фильм или сериал делает не реалистичность прогнозов, а внутренняя непротиворечивость созданного мира. Скорее всего именно поэтому «Звездный путь» испытывает уже седьмое перерождение на протяжении более чем полувека, а «Род человеческий» закрылся после двух сезонов. И это при том, что в последнем в продюсерском ансамбле был сам Стивен Спилберг, а многочисленные научные консультанты заставляли будущее выглядеть максимально достоверным.

Но все равно, когда речь заходит о будущем, нам нужна сказка. Поэтому трудам, скажем, известного футуролога Рэя Курцвейла мы обычно предпочтем фантастический роман или фильм. Может ли художественное произведение быть хорошим способом заглянуть в будущее? Посмотрим, насколько хорошо фантастические технологии из популярной культуры прижились в нашем времени.

Споры о том, кто же впервые описал интернет, можно считать одними из самых жарких. Слишком много самых разных технологий сплелись в этом понятии, слишком сложно выделить какого-то одного визионера, который бы описал глобальную сеть коммуникаций. И все-таки «телектрофоноскопы», устройства не только для связи между людьми по всему миру, но и для обмена и хранения информации, впервые появились в рассказе Марка Твена «Из лондонской газеты „Таймс“ за 1904 г.» в XIX веке. Так автор «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна» предсказал одну из важнейших известных нам технологий.

Почти столетие прошло и с тех пор, как Карел Чапек в своей пьесе «RUR» 1924 года впервые описал и дал имя «искусственным людям», или роботам. Правда, как это часто бывает с подобными предсказаниями, сбылись они далеко не дословно. Роботы окружают нас на каждом шагу, но все еще не человекоподобны в своей массе, искусственный интеллект принимает за людей миллиарды решений ежесекундно, но полноценной беседы по душам с кремниевым собеседником не получится. Современный искусственный интеллект слаб. И это не уничижительная характеристика, просто так договорились называть ИИ, который не осознает себя.

Но даже не осознающая себя машина, способная к самообучению, делает бизнес эффективнее, экономит тысячи человеко-часов и принимает решения за людей. Особенно хорошо это заметно в сфере финансов и маркетинга, где инструменты автоматизации совершили за последние годы настоящую революцию. Между прочим, у всех желающих будет возможность узнать больше об ИИ в маркетинге из доклада, который Владимир Могилевец из CLAB собирается сделать на «Деловом Интернете» 2 ноября.

Продолжая тему маркетинга в фантастике, сложно обойти вниманием наиболее часто экранизируемого sci-fi автора Филиппа Киндреда Дика. В 1956 году его рассказ «Особое мнение» впервые содержал упоминание персонализированной рекламы. Но если вам кажется, что место такой рекламы только в интернете, то вы ошибаетесь — рекламные стенды, которые анализируют образы проходящих мимо людей и подстраивают для них свое содержимое, тоже давно существуют в реальности.

В большинстве рейтингов наиболее плодовитых на сбывшиеся предсказания авторов почти всегда лидирует Артур Кларк. Как и серия романов, так и созданный в тесном сотрудничестве с Кларком фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика стали квинтэссенцией помыслов о будущем середины прошлого века. Пусть пилотируемой миссии к Юпитеру (в фильме) или Сатурну (в книге) пока не случилось, зато планшетные компьютеры есть почти у каждого, связь между континентами и телетрансляции происходят через спутники, а видеоконференции стали обычным делом. Кстати, платили за видеосвязь герои при помощи не существовавшей еще в 1960-е годы кредитной карты.

Помните сцену, в которой Дейв Боумен собрался, наконец, отключить HAL-9000 и попал в огромное помещение с блоками памяти этих суперкомпьютеров? Современные дата-центры не так уж сильно отличаются от вымышленного пространства из «Космической одиссеи». Обязательно посмотрите или пересмотрите этот фильм, потому что существует не так много примеров настолько глубокого исследования будущего не только с позиции технологий, но и отношений между людьми и машинами.

Другой классик, Рей Брэдбери, всегда был ближе к людям, чем к технологиям. В его проникнутых гуманизмом произведениях машины всегда были фоном, поддерживающей линией для персонажей и их вневременных конфликтов и идей. Возможно, именно это позволило Брэдбери видеть дальше, чем другим, ведь технологии рождаются и эволюционируют, чтобы удовлетворять потребности людей. Посмотрите, насколько точными были некоторые его прогнозы: мобильные телефоны и умные часы, умный дом и виртуальная реальность. При этом вряд ли какая-то из этих технологий вообще придет вам в голову, если вы будете прокручивать в голове сюжет «451 градуса по Фаренгейту». Так и должен работать мастер, вплетающий важные технологические достижения в гораздо более значимые человеческие отношения.

История «Звездного пути» сама по себе могла бы стать историей эволюции взглядов фантастов на будущее. Во вселенной, создаваемой на протяжении десятилетий десятками тысяч людей, нашлось место всему. И пока мы все ждем, чтобы варп-двигатель со сверхсветовой скоростью нес наши корабли к другим звездным системам, у нас есть умные помощники Сири, Кортана, Биксби и даже Алиса, у которых мы можем спросить погоду или попросить установить будильник. Для эпохи зари этого монументального телесериала идея общения между человеком и компьютером на естественном языке была новаторской и, как показало время, пророческой. Не менее пророческим стал и машинный перевод, который в сериале был представлен трубочкой «универсального транслятора». Можно сколько угодно шутить над названиями товаров с Aliexpress, но текущее положение дел с «гуглопереводчиком» вполне позволит вам, очутившись, скажем, в Париже, объясняться с официантом или метрдотелем не на языке жестов.

Если же заглянуть в будущее еще чуть-чуть дальше, то мы вполне можем обнаружить там притягивающий луч (пока, правда, только микрочастицы и только в условиях одной нью-йоркской лаборатории) и даже даззлер (энергетическое оружие, напоминающее фазер).

К 80-м годам прошлого века окончательно сформировался жанр научной фантастики, который доминирует сейчас как в литературе, так и в кино и телевидении. Классическая формула high tech — low life (высокие технологии — низкий уровень жизни) описывает добрую половину картинок будущего, которые так любят нам показывать сейчас. Вездесущие хакеры, бионические части тела и киберпространство не только стали определяющими элементами жанра, но и давно превратились в обыденность в нашем, реальном мире.

А вот о чем киберпанк заявил впервые — так это об анонимности, прозрачности и децентрализации финансовых и информационных транзакций. Проще говоря, о тех вещах, для которых сейчас используется технология распределенного реестра, более известная как блокчейн. Почти за десять лет до публикаций Сатоши Накомото и появления биткоина в романе «Криптономикон» Нила Стивенсона фигурировало цифровое золото, анонимное, неотслеживаемое, взаимозаменяемое. Сейчас по всему миру появляется все больше магазинов, где можно расплатиться точно таким же цифровым золотом. Кто знает, возможно, именно Стивенсон подал анонимному создателю первой криптовалюты идею биткоина. Но криптовалюты — лишь один маленький и узкий сегмент, в котором может быть применен распределенный реестр. Вы сами сможете убедиться в этом, если посетите доклад Амины Идиговой о современных технологиях в области работы с персоналом. В докладе будет рассказано, как блокчейн позволит регулировать отношения в сфере HR, а персональное ICO сможет полностью изменить ландшафт рынка труда и образования.

Экскурсию в мир сбывшихся грез и электрических снов можно продолжать бесконечно. Конструкторы миров будущего с разной тщательностью подходили к описанию технологий в своих произведениях. Последователи школы «жесткой» фантастики старались быть ближе к фактам и прогнозам футуристов, а часто и сами были футуристами. Авторы космических опер больше давили на эмоции. Кинорежиссерам подчас и вовсе была важнее картинка, чем суть. Но вне зависимости от подхода каждый раз, когда зритель видит в фильме 1960-х «iPad», а читатель подмечает прообраз современного хранилища данных в описании «библиотеки на кристалле», возникает это волшебное чувство: «Они знали!»

Напомним, что прикоснуться к будущему деловых технологий и маркетинга можно уже сейчас, ведь 2−3 ноября в Prime Hall пройдет тринадцатая конференция «Деловой Интернет». Конференция проходит при поддержке «Альфа-Бизнес», удобного банка с проектами, подходящими для бизнеса любого масштаба.


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР:

{banner_819}{banner_825}
-35%
-15%
-50%
-20%
-10%
-15%
-10%
-20%