Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  2. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  3. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  4. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  5. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  6. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  7. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  8. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  9. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  10. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  11. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  12. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  13. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  14. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  15. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  16. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком
  17. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  18. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  19. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  20. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  21. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  22. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  23. 3 года «химии» получил минчанин, который выкатил камень на дорогу во время акции протеста
  24. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  25. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  26. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  27. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  28. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  29. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  30. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY


Не всякий боевой самолет может похвастаться длительной боевой карьерой длиной в полсотни лет. Впрочем, в мире авиации существуют особенно удачные модели, служба которых длится даже больше чем полвека. 42.TUT.BY выбрал пять легендарных истребителей и бомбардировщиков, которые, несмотря на солидный возраст, не собираются на пенсию.

МиГ-21

Выпускавшийся с 1959 по 2017 год МиГ-21 оказался настолько удачным, а эксплуатация беспроблемной, что самолет завоевал большую популярность в мире, став самым массовым в третьем поколении. Учитывая, что СССР щедро делился боевой техникой со своими союзниками, МиГ-21 за свою карьеру успел немало повоевать.

Фото: wikipedia.org/Rob Schleiffert
МиГ-21М Национальной народной армии ГДР на стоянке. Август 1990 г. Фото: wikipedia.org/Rob Schleiffert

На МиГ-21 одержал от 11 до 13 побед вьетнамец Нгуен Ван Кок, который до сих пор считается самым результативным асом в своей стране. Это принесло ему такую славу и почет, что в 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, спустя девять лет — главным инспектором Министерства обороны.

По крайней мере две страны, входящие в НАТО, имеют на вооружении истребители МиГ-21 — это Румыния и Хорватия. Также он стоит на вооружении ВВС Индии, Китая, Египта, Вьетнама и других стран.

За характерную форму крыла (дельтовидная и треугольная) советские летчики прозвали МиГ-21 «Балалайкой». Летчики НАТО дали более грозное прозвище — «летающий Калашников».

B-52 Stratofortress

Этот самолет — настоящий ветеран американских ВВС, успевший немало повоевать. B-52 Stratofortress вступил в строй в феврале 1955 года и еще долго будет служить своей стране — до 2040 года.

Фото: bm.img.com.ua
Фото: bm.img.com.ua

B-52 оснащен восемью турбовентиляторными двигателями производства компании Pratt & Whitney TF33-P-3/103, и потеря одного или двух для самолета не критична. Вообще B-52 — бомбардировщик очень живучий. Например, 19 декабря 2017 года удар молнии проделал огромную дыру в хвосте сверхдальнего межконтинентального стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-52, который принадлежит 93-й бомбардировочной эскадрилье ВВС США.

Фото: US Air Force/Master Sgt. Ted Daigle
Фото: US Air Force/Master Sgt. Ted Daigle

О том, что самолет получил такое тяжелое повреждение, экипаж узнал только на земле — осмотрев самолет после посадки. Оценка причиненного ущерба показала, что отремонтировать такое повреждение невозможно и хвост подлежит замене.

И тут сказался солидный возраст машины — в эскадрилье нашелся только один человек, который обладал необходимым опытом. Ведь это был первый случай за пятнадцать лет, когда пришлось целиком менять хвост.

В-52 принадлежит рекорд по дальности полета — 16 700 км. Благодаря этому самолет может доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира.

Ту-95

Летающий «Медведь» — бомбардировщик Ту-95 — заступил на службу в 1956 году и с тех пор регулярно совершает полеты у границ НАТО. Каждый из четырех его двигателей обладает рекордным КПД (82%), но при этом они очень шумные: пролетающий Ту-95 могут засечь даже гидроакустические системы подводных лодок.

Этот самолет известен тем, что с его борта 30 октября 1961 года была сброшена самая мощная ядерная бомба в истории. Вес боеприпаса составлял 26,5 тонны, а мощность — более 100 мегатонн. По одной из версий, испытывать бомбу на полную мощность военные не решились — ученые боялись, что заряд пробьет земную кору. К слову, измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонны, акустическая волна прошла 800 км и выбила все стекла в поселке Диксоне.

Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.

U-2

Еще один знаменитый артефакт холодной войны — самолет-шпион U-2. C 1957 года этот самолет охотился сначала за советскими, а потом российскими военными секретами. Построенный специально по заказу ЦРУ, этот самолет с рабочим потолком в 21 км некоторое время был недосягаем для советской ПВО.

Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force
Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force

Долгое время в Кремле даже не догадывались о существовании этого самолета. Первые серийные экземпляры были построены в 1955 году. Спустя год они поступили в специальный отряд 10/10, базирующийся в Турции на авиабазе Инджирлик.

Пилоту самолета-шпиона приходилось проводить по восемь часов в одиночестве на высоте около 20 км. Малую нужду справить можно было, а вот большую — нет. Отсутствие возможности дефекации компенсировалось специальным сбалансированным питанием, не дающим большого количества отходов, а также правильным режимом перед полетом.

F-4 Phantom II

Этот список был бы неполным без McDonnell Douglas F-4 Phantom II, настоящего символа холодной войны наряду с бомбардировщиком B-52. Этот многоцелевой сверхзвуковой истребитель начал свою службу 30 декабря 1960 года, став неприятным подарком для советских военных. На его счету 15 мировых рекордов и немало сбитых противников. Например, израильский ас Амир Нахуми одержал 14 воздушных побед, пилотируя F-4 Phantom II.

Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force
Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force

На девяти узлах внешней подвески в модификации F-4E самолет способен нести различное авиационное вооружение вплоть до ядерных бомб. Долгое время F-4 оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС, немало повоевав во Вьетнаме. В этой войне пилоты F-4 одержали сорок воздушных побед. Немало таких истребителей было поставлено союзникам США и на экспорт. Сегодня F-4 все еще остаются на вооружении ВВС Ирана.

-40%
-25%
-15%
-50%
-20%
-50%
-15%
-30%
-40%
-40%
-10%