149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  2. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  3. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  4. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  5. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  6. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  7. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  8. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  9. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  10. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  11. «Переворот планировался на 9 мая». В ФСБ России прокомментировали задержание Зенковича и Федуты в Москве
  12. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  13. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  14. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  15. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  16. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  17. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  18. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  19. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  20. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  21. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  22. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  23. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  24. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  25. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  26. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  27. Как распознать пневмонию и почему фастфуд советуют есть теплым? Главное о здоровье за неделю
  28. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  29. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  30. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат


Не всякий боевой самолет может похвастаться длительной боевой карьерой длиной в полсотни лет. Впрочем, в мире авиации существуют особенно удачные модели, служба которых длится даже больше чем полвека. 42.TUT.BY выбрал пять легендарных истребителей и бомбардировщиков, которые, несмотря на солидный возраст, не собираются на пенсию.

МиГ-21

Выпускавшийся с 1959 по 2017 год МиГ-21 оказался настолько удачным, а эксплуатация беспроблемной, что самолет завоевал большую популярность в мире, став самым массовым в третьем поколении. Учитывая, что СССР щедро делился боевой техникой со своими союзниками, МиГ-21 за свою карьеру успел немало повоевать.

Фото: wikipedia.org/Rob Schleiffert
МиГ-21М Национальной народной армии ГДР на стоянке. Август 1990 г. Фото: wikipedia.org/Rob Schleiffert

На МиГ-21 одержал от 11 до 13 побед вьетнамец Нгуен Ван Кок, который до сих пор считается самым результативным асом в своей стране. Это принесло ему такую славу и почет, что в 1990 году Ван Кок стал заместителем командующего ВВС Вьетнамской народной армии, спустя девять лет — главным инспектором Министерства обороны.

По крайней мере две страны, входящие в НАТО, имеют на вооружении истребители МиГ-21 — это Румыния и Хорватия. Также он стоит на вооружении ВВС Индии, Китая, Египта, Вьетнама и других стран.

За характерную форму крыла (дельтовидная и треугольная) советские летчики прозвали МиГ-21 «Балалайкой». Летчики НАТО дали более грозное прозвище — «летающий Калашников».

B-52 Stratofortress

Этот самолет — настоящий ветеран американских ВВС, успевший немало повоевать. B-52 Stratofortress вступил в строй в феврале 1955 года и еще долго будет служить своей стране — до 2040 года.

Фото: bm.img.com.ua
Фото: bm.img.com.ua

B-52 оснащен восемью турбовентиляторными двигателями производства компании Pratt & Whitney TF33-P-3/103, и потеря одного или двух для самолета не критична. Вообще B-52 — бомбардировщик очень живучий. Например, 19 декабря 2017 года удар молнии проделал огромную дыру в хвосте сверхдальнего межконтинентального стратегического бомбардировщика-ракетоносца B-52, который принадлежит 93-й бомбардировочной эскадрилье ВВС США.

Фото: US Air Force/Master Sgt. Ted Daigle
Фото: US Air Force/Master Sgt. Ted Daigle

О том, что самолет получил такое тяжелое повреждение, экипаж узнал только на земле — осмотрев самолет после посадки. Оценка причиненного ущерба показала, что отремонтировать такое повреждение невозможно и хвост подлежит замене.

И тут сказался солидный возраст машины — в эскадрилье нашелся только один человек, который обладал необходимым опытом. Ведь это был первый случай за пятнадцать лет, когда пришлось целиком менять хвост.

В-52 принадлежит рекорд по дальности полета — 16 700 км. Благодаря этому самолет может доставить до 31,5 тонны ядерных бомб и ракет практически в любую точку мира.

Ту-95

Летающий «Медведь» — бомбардировщик Ту-95 — заступил на службу в 1956 году и с тех пор регулярно совершает полеты у границ НАТО. Каждый из четырех его двигателей обладает рекордным КПД (82%), но при этом они очень шумные: пролетающий Ту-95 могут засечь даже гидроакустические системы подводных лодок.

Этот самолет известен тем, что с его борта 30 октября 1961 года была сброшена самая мощная ядерная бомба в истории. Вес боеприпаса составлял 26,5 тонны, а мощность — более 100 мегатонн. По одной из версий, испытывать бомбу на полную мощность военные не решились — ученые боялись, что заряд пробьет земную кору. К слову, измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонны, акустическая волна прошла 800 км и выбила все стекла в поселке Диксоне.

Тихоходный — всего 830 км/ч — бомбардировщик «Ту-95МС» обладает высокой дальностью полета (порядка 11 тыс. км и потолком в 12 тыс. метров). За 17 часов полета «Медведь» расходует 96 тонн авиационного керосина.

U-2

Еще один знаменитый артефакт холодной войны — самолет-шпион U-2. C 1957 года этот самолет охотился сначала за советскими, а потом российскими военными секретами. Построенный специально по заказу ЦРУ, этот самолет с рабочим потолком в 21 км некоторое время был недосягаем для советской ПВО.

Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force
Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force

Долгое время в Кремле даже не догадывались о существовании этого самолета. Первые серийные экземпляры были построены в 1955 году. Спустя год они поступили в специальный отряд 10/10, базирующийся в Турции на авиабазе Инджирлик.

Пилоту самолета-шпиона приходилось проводить по восемь часов в одиночестве на высоте около 20 км. Малую нужду справить можно было, а вот большую — нет. Отсутствие возможности дефекации компенсировалось специальным сбалансированным питанием, не дающим большого количества отходов, а также правильным режимом перед полетом.

F-4 Phantom II

Этот список был бы неполным без McDonnell Douglas F-4 Phantom II, настоящего символа холодной войны наряду с бомбардировщиком B-52. Этот многоцелевой сверхзвуковой истребитель начал свою службу 30 декабря 1960 года, став неприятным подарком для советских военных. На его счету 15 мировых рекордов и немало сбитых противников. Например, израильский ас Амир Нахуми одержал 14 воздушных побед, пилотируя F-4 Phantom II.

Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force
Фото: wikipedia.org/U.S. Air Force

На девяти узлах внешней подвески в модификации F-4E самолет способен нести различное авиационное вооружение вплоть до ядерных бомб. Долгое время F-4 оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС, немало повоевав во Вьетнаме. В этой войне пилоты F-4 одержали сорок воздушных побед. Немало таких истребителей было поставлено союзникам США и на экспорт. Сегодня F-4 все еще остаются на вооружении ВВС Ирана.

-10%
-5%
-8%
-10%
-10%
-10%
-10%
-10%