По своим размерам эта подводная лодка до сих пор не имеет себе равных. Высотой почти с девятиэтажное здание, она несла двадцать баллистических ракет Р-39, каждая из которых оснащалась десятью боеголовками мощностью 200 кт.

Фото: bastion-karpenko.ru
Погрузка ракеты Р-39. Фото: bastion-karpenko.ru

Впервые о гигантских подлодках проекта 941 «Акула» стало известно после выступления Леонида Брежнева на съезде КПСС в начале 1981 года.

Тогда генсек заявил: «Американцами создана новая подводная лодка "Огайо" с ракетами "Трайдент-I". Аналогичная система — "Тайфун" имеется и у нас». Впрочем, Брежнев не сказал главного: советская лодка во многом превосходила американскую.

Непотопляемый ядерный арсенал

У советских конструкторов получилось построить не только самую большую, но и одну из самых безопасных подлодок.

Внутри стального корпуса «Акулы» расположены пять прочных обитаемых корпусов, изготовленных из титановых сплавов. Отдельно располагались торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.

Фото: masterok.livejournal.com
Постройка подлодки проекта 941. Фото: masterok.livejournal.com

Ракеты находятся между двумя параллельно расположенными прочными корпусами, замкнутыми в общую оболочку. Экипаж может свободно перемещаться между ними. В каждом корпусе расположена собственная энергетическая установка, работающая на свой винт.

Поэтому взрыв торпеды, как это произошло, например, на подлодке «Курск» (проект 949), не приведет к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели моряков. К слову, на случай ЧП в подлодке проекта 941 были предусмотрены две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж.

Фото: masterok.livejournal.com
Фото: masterok.livejournal.com

Высокая прочность конструкции подлодки необходима была и для действий в Арктике — при всплытии подлодка просто проламывала толстый лед до 2−2,5 м. В отличие от советской «Акулы» американские «Огайо» были предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно теплых широтах — в ВМС США плавание в Арктике считается очень рискованным.

Оружие возмездия

Своими размерами «Акула» обязана вооружению — ракетам Р-39. Они были почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога — БРПЛ «Трайдент». Масса советской ракеты составляла 90 тонн, длина — 16 метров. Из-за таких габаритов для погрузки ракет пришлось проектировать специальный кран грузоподъемностью более 100 тонн.

Для перевозки Р-39 морем был построен специальный ракетовоз-погрузчик («Александр Брыкин» — проект 11 570) с полным водоизмещением 11 440 тонн. Для сравнения: у американского ракетного крейсера типа «Тиконде́рога» водоизмещение 9800 тонн.

Всего на подлодке находилось 20 тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-39, каждая из которых несла 10 боевых блоков мощностью 200 килотонн каждый. Служивший на подлодке проекта 941 «Акула» писатель-маринист Эдуард Овечкин вспоминал:

 — Наша подлодка была «оружием возмездия». Перед нами не стояла задача нанести упреждающий удар, а только ответить противнику на его агрессию. Даже если после атаки выживала всего одна «Акула» из шести, залпа всех ее ракет хватило бы, чтобы превратить территорию врага в радиоактивную пустошь.

Задача стояла — бить по площадям, чтобы нанести максимально возможный ущерб. «Акулы» были одним из главных сдерживающих факторов для наших противников и гарантией от развязывания Третьей мировой.

Надо отметить, что хотя Р-39 превосходила по мощности американскую ракету «Трайдент-1», но уступала по всем характеристикам «Трайдент-2» (в точности, дальности полета и мощности).

Дорого для России

Всего было запланировано к постройке десять подводных ракетоносцев проекта 941, первый из которых заложили на заводе «Севмаш» в 1976 году. Впрочем, построить всю серию так и не удалось. По договору ОСВ (Переговоры об ограничении стратегических вооружений) седьмую лодку серии разобрали прямо на стапеле.

Фото: kuleshovoleg.livejournal.com
Утилизация проекта 941. Фото: kuleshovoleg.livejournal.com

Начавшаяся перестройка поставила крест на дальнейшей боевой службе этих уникальных субмарин. У российского правительства не было денег, чтобы поддерживать эксплуатацию столь дорогого оружия. Поэтому подлодки большую часть времени стояли у причала. Первым из состава боевого флота вывели подводный крейсер под номером ТК-202, затем ТК-12 и ТК-13. Это произошло в 1997−98 годах.

Новые союзники России — США и НАТО — уделяли особое внимание теме ликвидации «Акул», поэтому оплатили 75−80% стоимости уничтожения этих подлодок. Российско-американская программа ликвидации «Акул» носила название «Совместное уменьшение угрозы».

Еще две лодки под номерами ТК-17 и ТК-20 ожидают утилизации к 2020 году. В строю находится только одна лодка проекта 941 — ТК-208 «Дмитрий Донской».

{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-12%
-20%
-45%
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%