Информационно-аналитический центр при Администрации президента Беларуси подготовил сборник социологических исследований за 2017−2018 год. В нем в том числе говорится о том, как белорусы пользуются интернетом. Ниже — основные выдержки из сборника «Республика Беларусь в зеркале социологии».

Фото: NordWood Themes / unsplash.com
Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: NordWood Themes / unsplash.com

Авторы сборника отмечают, что опрос по теме «Белорусы в сети Интернет» прошел в октябре 2017 года. Тогда в нем приняли участие граждане от 16 лет и старше (всего 1002 респондента).

В 2017 году интернет-пользователями являлись 68,1% совершеннолетних жителей Беларуси (в 2016 году — 66,8%). 88,8% опрошенных выходят в Сеть каждый день, а 9,8% — несколько раз в неделю.

При этом доля ежедневных пользователей Сети среди молодежи равняется 95,9%, а с увеличением возраста опрашиваемых — снижается. Для примера: в группе от 60 лет и старше доля таких пользователей составляет 76,4%. Кроме того, 81,6% пользователей проводят в интернете каждый день более часа, 38,7% — более трех часов.

91,9% опрошенных чаще всего пользуются интернетом из дома, 49,4% — в разных местах через Wi-Fi или мобильный интернет (чаще всего таким способом пользуется молодежь), 25,4% — по месту работы или учебы. Кроме того, подавляющее количество белорусских пользователей (82,5%) для этого использует компьютеры или ноутбуки, смартфоны для выхода в Сеть применяют 47,3% респондентов (ожидаемо ими обычно оказывается молодежь).

Фото: Reuters
Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters

Для 89,5% опрошенных интернет в первую очередь является источником информации, для 69% — дает возможность общения, для еще 48,6% — позволяет развлекаться. 45,8% пользователей также используют Сеть, чтобы делать покупки. При этом новости большинство пользователей предпочитают получать из социальных сетей и новостных ресурсов (соответственно 39,9% и 37,3%).

Топ-5 интернет-ресурсов, куда пользователи заходят чаще всего, выглядит так (сумма ответов составляет более 100%, поскольку можно было выбрать несколько вариантов):

  • ok.ru (34,9%);
  • vk.com (32,8%);
  • TUT.BY (30,8%);
  • yandex.by (23,8%);
  • google.by (15,0%).

В социальной сети «Одноклассники» чаще всего встречаются женщины, чем мужчины. «ВКонтакте» в основном пользуются жители Беларуси до 30 лет (68,6%), а на TUT.BY больше остальных заходят юзеры от 30 до 39 лет (36,7%).

А вот как выглядит пятерка самых популярных в Беларуси социальных сетей (сумма ответов составляет более 100%, поскольку можно было выбрать несколько вариантов):

  • ok.ru (68,8%);
  • vk.com (64,6%);
  • facebook.com (18,4%);
  • Instagram.com (13,9%);
  • YouTube.com (3,9%).

Примерно две трети пользователей заходят в эти социальные сети каждый день. Ожидаемо среди молодых людей (от 16 до 30 лет) наиболее популярен «ВКонтакте» и Instagram. В «Одноклассники», как правило, чаще остальных заходят люди старше 30 лет. Интересно, что при этом 69,8% пользователей предпочитают не высказывать свое мнение в интернете.

Изображение: Stroganova / pixabay.com
Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: Stroganova / pixabay.com

Авторы опроса также интересовались, понимают ли белорусы, кто такие блогеры. 55,5% респондентов ответили, что знают, чем занимаются такие люди. Еще 30,3% «что-то слышали об этом». Очевидно, что наиболее осведомлены в этом вопросе граждане до 30 лет (94,7%).

Чаще всего среди пользовательских блогов в интернете опрашиваемые упоминали проекты «Дневник Хача» (Амирана Сардарова), «вДудь» (Юрия Дудя), «BadComedian» (Евгения Баженова), а также блог «А4» белоруса Влада Бумаги.

Все названные выше проекты выходят на YouTube, который просматривают 77,1% пользователей. При этом каждый пятый опрошенный (22,4%) смотрит что-либо на YouTube каждый день. Среди них больше всего молодежи до 30 лет (93,5%), а в возрастной группе от 60 лет и старше — 49,1%.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-20%
-30%
-20%
-20%
-50%
-45%
-10%