В 50-е годы прошлого века для американского флота была построена субмарина USS Halibut. Ее отличал необычный внешний вид и самые современные на тот момент крылатые ракеты Regulus II. Но большую опасность для СССР эта лодка стала представлять после того, как лишилась своего главного «оружия». Журнал The National Interest рассказал историю некогда самой секретной подлодки США.

Первая атомная ударная подлодка

Halibut (SSGN-587) была первой ударной подводной лодкой, построенной специально для использования ракет Regulus II. Отсек с ракетами занимал 900 кубических метров. Из-за него лодка напоминала питона, проглотившего большую добычу.

Фото: wikipedia
USS Halibut SSGN-587. Фото: wikipedia

Для пуска субмарина всплывала и выдвигала ракету на пусковую установку. После этого ракета подключалась к навигационной системе подлодки для введения координат цели и синхронизации инерциального автопилота.

Ракета могла поражать цели на дальности до 1850 километров. Regulus II несла боевую часть мощностью 2 Мт и была способна развивать скорость до двух чисел Маха. Но служба Regulus II продлилась недолго: сказались большая стоимость и создание более совершенных ракет Polaris.

В поисках советских ядерных ракет

В феврале 1965 года на верфи Pearl Harbor Naval Shipyard субмарину переоборудовали. Носовой прочный отсек, где располагались ракеты, превратили в ангар. Места с избытком хватило для размещения глубоководных аппаратов с поисковой акустической и фотоаппаратурой, а также для других устройств.

Все работы по переоборудованию подлодки обошлись в 70 миллионов долларов (эта сумма соизмерима современным 205 миллионам долларов). Атомный реактор S3W давал подводной лодке скорость более двадцати узлов и неограниченную дальность.

Фото: wikipedia/United States Navy
Фото: wikipedia/United States Navy

Самым главным «оружием» подлодки стала пара дистанционно управляемых глубоководных аппаратов Fish, способных вести поиск на глубине до 7,6 тысячи метров. Они оснащались стробоскопами, камерами и гидролокаторами. Специальный 24-разрядный компьютер, очень сложный для своего времени, анализировал всю поступающую с датчиков информацию.

Halibut довелось сыграть ключевую роль в секретной операции Velvet Fist («Бархатный кулак») по поиску затонувшей в районе Гавайских островов советской подлодки К-129. На борту субмарины находились три баллистические ракеты Р-21, дальность пуска которых составляла 1420 километров. Потеря Москвой подводной лодки давала Вашингтону уникальную возможность изучить эти ракеты.

Halibut идеально подходил для поиска советской подлодки. Обследуя дно шаг за шагом, экипаж подлодки просмотрел двадцать тысяч фотографий и смог отыскать обломки К-129. За эту миссию, которая долгое время оставалась секретной, Halibut был отмечен благодарностью президента.

Узнать секреты Москвы

В 1970 году Halibut снова модернизировали — лодку готовили к сверхсекретной операции Ivy Bells. Директор по подводным операциям разведуправления ВМФ США Джеймс Брэдли заметил, что некоторые советские базы подлодок географически расположены таким образом, что линии связи, которыми они пользуются, вероятнее всего, проходят по морскому дну.

Фото: nationaldefense.ru
Секретный аппарат ЦРУ «Кокон», способный «снимать» информацию с кабеля без вскрытия его внешних оболочек.
Фото: nationaldefense.ru

Экипаж Halibut должен был обнаружить советский подводный кабель секретной связи. По мнению Брэдли, кабель соединял базу подводных лодок в Петропавловске-Камчатском с пунктами управления в континентальной части Дальнего Востока. Искать нужно было в этом районе.

Американцам удалось не только найти, но и подключиться к секретной линии связи. В 1972 году первое прослушивающее устройство было сменено на более совершенное изделие, получившее прозвище «Кокон». Новый «диктофон» весил около шести тонн и был длиной шесть метров. Огромное устройство позволяло снимать данные со всех 20 проводов.

Позже этот «диктофон» все же попал в руки к советской разведке и только благодаря предательству. За вознаграждение информацию о нем выдал бывший сотрудник Национального агентства безопасности США Рональд Пелтон. Halibut был выведен из эксплуатации 1 ноября 1975 года после более 1232 погружений и 16 лет службы.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-10%
-46%
-42%