Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  2. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  3. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  4. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  5. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  6. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходит в Беларуси 14 апреля
  7. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  8. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  9. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  10. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  11. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  12. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  13. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  14. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  15. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  16. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  17. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  18. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  19. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  20. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  21. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  22. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  23. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  24. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  25. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  26. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  27. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  28. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  29. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  30. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу


21 марта 1984 года в Японском море столкнулись советская подводная лодка К-314 и американский авианосец USS Kitty Hawk («Китти Хоук»).

Авианосец USS Kitty Hawk. Фото: wikipedia.org
Авианосец USS Kitty Hawk. Фото: wikipedia.org

Город и авианосец

Авианосец, названный в честь города Китти Хоук, места, где братья Райт совершили первый полет, был введен в состав американского флота в апреле 1961 года. В 1960-х — начале 1970-х годов он участвовал во Вьетнамской войне, затем нес службу в Тихом океане, появлялся в Аравийском море во время иранского кризиса. На «Китти Хоук» базировались до 80 самолетов и вертолетов, а его экипаж насчитывал свыше 5600 человек без учета летчиков.

В начале марта 1984 года «Китти Хоук» появился у советских берегов во главе группировки 7-го флота США, которая вместе с кораблями ВМФ Южной Кореи проводила учения Team Spirit-84.

Следить за авианосцем направили атомную подводную лодку К-314 проекта 671 «Ёрш». Всего в СССР было построено 15 таких подводных лодок. Относились они к классу торпедных АПЛ, задача которых была классической — топить корабли противника. То есть в случае чего К-314 должна была быть готова отправить на дно в том числе и авианосец «Китти Хоук».

По приказу командира 26-й дивизии подлодок Тихоокеанского флота контр-адмирала Алексея Белоусова К-314 под командованием капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко, загруженная по боевому варианту, вышла с базы 10 марта 1984 года и отправилась за американской группировкой кораблей.

Круг за кругом, друг за другом

Дальше стороны начинают излагать различные версии того, что происходило в Японском море.

Советские подводники уверяли, что незаметно пробрались внутрь ордера, то есть боевого или походного построения кораблей, и вели наблюдение прямо оттуда, что сродни условному уничтожению не только «Китти Хоук», но и еще нескольких кораблей группы, состоявшей, помимо авианосца, из двух крейсеров, четырех эсминцев и нескольких судов сопровождения.

Американцы заявляли, что практически сразу засекли К-314 и около 15 раз отработали условную атаку по ней, пока она им не наскучила. После нескольких дней такого вот «контакта» американцы, завершившие первую часть учений, ушли в территориальные воды Южной Кореи. К-314, согласно заданию, осталась ждать возвращения авианосца.

Внезапное «свидание»

20 марта была плохая погода, неважно работала связь, и К-314 никак не удалось обнаружить «Китти Хоук». К утру 21 марта условия только ухудшились.

Командир К-314 Владимир Евсеенко позднее вспоминал: «Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Однако американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию. Командир гидроакустической группы доложил, что проходимость звуковых волн по первому типу. Для нас — плохая гидрология, поскольку зона наилучшей слышимости находится выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас».

Около 22.10 К-314 всплыла на перископную глубину для очередного сеанса связи. Командир, встав к перископу, неожиданно обнаружил всю искомую авианосно-ударную группу всего в 20−30 кабельтовых от себя. Причем К-314 и американцы шли навстречу друг другу.

Евсеенко отдал команду: «Срочное погружение!» Но «свидания» уже было не избежать. Американцы на борту «Китти Хоук», почувствовав удар, сперва шутили: то ли с русской подлодкой столкнулись, то ли с китом.

«Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход»

Правда, потом стало не до смеха. К-314 сделала дыру в борту авианосца диаметром около 40 метров, причем ниже ватерлинии. Самое жуткое, что удар пришелся в район цистерны с авиационным керосином. Несколько тысяч тонн авиатоплива ушли в море. Одной искры было достаточно, чтобы на борту «Китти Хоук» вспыхнул грандиозный пожар. Каким-то чудом обошлось.

Но и советским подводникам было не до американцев. Те, кто был на борту К-314, в первые секунды подумали, что лодка лишилась боевой рубки и получила тяжелые повреждения легкого корпуса. Это не подтвердилось, но выяснилось, что у субмарины серьезно поврежден гребной винт. Пришлось всплывать, что в такой ситуации, мягко говоря, не приветствовалось. Радиограмма, переданная на базу, гласила: «Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход».

Подошедшие на помощь советские корабли отбуксировали К-314 на базу. «Китти Хоук» же своим ходом поковылял на японскую базу под названием Йокосука.

Легко отделались

Советская подводная лодка К-314. Фото: deepstorm.ru
Советская подводная лодка К-314. Фото: deepstorm.ru

Американская сторона возложила вину за произошедшее на командира советской подводной лодки. Советское командование, в принципе, тоже так считало. Причиной инцидента назвали неправильный выбор глубины поиска. Капитана Евсеенко отстранили от должности. Правда, затем он продолжил службу, но уже в другом месте, и даже получил звание капитана 1-го ранга.

При этом и советские, и американские моряки перекрестились, поскольку легко отделались. На борту «Китти Хоук» в момент столкновения находились ядерные боеприпасы, а у К-314 в арсенале были торпеды с ядерной головной частью. О самых тяжелых последствиях даже думать не хочется.

Командира авианосца наказывать не стали, зато лишился своей должности начальник противолодочной обороны 7-го флота США, так как подобный подход субмарины сочли его недоработкой.

Спустя 16 лет русские снова пришли за «Китти Хоук»

К-314 после ремонта продолжила службу, но уже в 1985 году на ее борту случилась серьезная авария паропроизводящей установки. Этот инцидент серьезно повлиял на судьбу субмарины — в 1989 году она окончательно была выведена из боевого состава флота.

Авианосец «Китти Хоук» в начале 1990-х был задействован во время проведения операций в Персидском заливе и Сомали.

В 2000 году «Китти Хоук» снова пострадал от русских, правда, на сей раз условно. 17 октября два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России обнаружили авианосец «Китти Хоук» и несколько раз пролетели над ним, на высоте примерно 60 м. В момент облета корабль проводил пополнение запасов на ходу в северной части Японского моря, между островом Хоккайдо и материковым берегом России.

Американцы на этот визит отреагировать не успели, свою авиацию в воздух не поднимали. По сути, это можно было расценивать как «условное поражение» цели.

Боевая служба авианосца продолжалась до 2009 года, после чего он был выведен в резерв, где находился еще шесть лет. Из четырех авианосцев своего класса «Китти Хоук» продержался в строю дольше всех. В 2017 году было объявлено, что старый корабль готов к утилизации.

-53%
-40%
-50%
-25%
-40%
-24%
-50%
-30%
-20%