Сегодня, чтобы быстро перебросить танки к месту боевых действий, используются тяжелые военно-транспортные самолеты. Например, армейский ИЛ-76 запросто возьмет на борт основной боевой танк Т-72.

В 40-х годах прошлого века советские военные также думали, что было бы неплохо иметь возможность перебрасывать танки по воздуху. Но подходящих для этого самолетов не нашлось, поэтому они пришли к логичному, казалось бы, выводу: раз нет подходящей машины, давайте заставим летать сам танк. Впрочем, идея летающего танка первой возникла по ту сторону океана — в США.

Заморская мода

Раньше всех над созданием летающего танка в 1932 году задумался талантливый американский конструктор Джордж Уолтер Кристи. Его проект предусматривал создание легкого танка, к которому будет крепиться конструкция, похожая на биплан, только без кабины летчика и моторного отсека.

Фото: Grand Prix History
Фото: Grand Prix History

Сам танк весил не более четырех тонн, что вместе с двигателем мощностью 750 л.с. давало ему скорость в 90 км/ч на гусеницах. Основным вооружением танка должно было стать 75-мм короткоствольное орудие. Экипаж состоял всего из двух человек: водителя и стрелка.

Взлетать танк должен был сам: для этого требовалась полоса в 200 метров. Сначала он разгонялся на гусеницах, потом привод должен был переключаться на воздушный винт, и по достижении скорости 130 км/ч предполагался взлет.

По многим причинам, среди которых — сотрудничество Кристи с Советским Союзом, проект не был реализован.

Остался на планшете

Первой попыткой создания советского летающего танка в 1937 году стал МАС-1, разработанный конструктором Михаилом Смалько. Проект танка был весьма оригинальным: крылья, как и другие приспособления, необходимые для полета, крепились прямо к корпусу. Боевая машина была колесно-гусеничной и проектировалась на базе танка БТ-7.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Броня танка защищала лишь от пуль: корпус должен был собираться из броневых листов толщиной 3, 4, 7 и 10 мм. В одноместной башне находилась спаренная установка 12,7 мм крупнокалиберных пулеметов.

Консоли выдвижного крыла были раздвижными. Специальный механизм, оснащенный приводом от двигателя, позволял отклонять их на 90 градусов назад по ходу движения.

Хвостовое оперение крепилось на четырех лонжеронах в корме и могло втягиваться внутрь корпуса, сокращая длину танка. По своей компоновке танк даже напоминал самолет. По замыслу конструктора, крейсерская скорость танка в полете должна была составлять 200 км/ч, практический потолок (максимальная высота реального применения) — 2000 метров, дальность полета — около 800 километров.

Конечно, лететь самостоятельно к месту сражения танк не мог — его должен был буксировать бомбардировщик ТБ-3. Модель МАС-1 в металле построена так и не была — в Главном автобронетанковом управлении проект признали технически очень сложным, найдя в нем немало недостатков.

И все-таки он летает

Даже с началом Второй мировой войны идею создания летающего танка забрасывать не стали. Военные рассудили, что такая машина может пригодиться партизанам. Экспериментировать было решено с новейшим тогда танком Т-60.

Специально для него была создана бипланная коробка, имевшая размах 18 метров и площадь 85,80 квадратного метра. Она крепилась к танку при помощи специальных узлов, от которых он при посадке мог легко освободиться.

Фото: airwar.ru
Фото: airwar.ru

Работы над летающим танком, получившим обозначение А-40, начались в декабре 1941 года, и уже летом 1942 года прототип был построен. Управлять планером можно было, не выходя с места механика-водителя — специальные тросы шли через выводы в корпусе танка, присоединяясь к системе управления элеронов и закрылков нижней плоскости крыла.

В остальном это был обычный танк Т-60. Броня во лбу корпуса доходила до 35 мм, борта прикрывались 15-мм листами, толщина брони башни составляла 25−35 мм. Вооружение состояло из 20-мм ШВАК.

Советским конструкторам удалось заставить Т-60 летать, при этом выяснилось несколько интересных деталей: для разбега требуется всего лишь 80 метров, скорость отрыва составляет 115 км/ч.

В воздухе танк мог держаться на скорости 130 км/ч, а максимальная скорость буксировки не превышала 250 км\ч. С этой задачей вполне справлялся бомбардировщик ТБ-3РН с моторами М-34.

Второго сентября 1942 года летчик-испытатель Сергей Анохин, Герой Советского Союза, отправился в первый полноценный полет на танке. К этому времени друзья уже успели прозвать его «командиром летающей черепахи».

Полет поначалу проходил нормально, но вскоре двигатели бомбардировщика ТБ-3РН начали греться, поэтому танк пришлось отцепить. А-40 элегантно спланировал на оказавшийся рядом аэродром в Быково. Приземлившись, Анохин сбросил с танка крылья и поехал к командному пункту аэродрома, персонал которого не подозревал об испытаниях.

Поэтому, когда танк приблизился, местные сотрудники подняли по тревоге зенитную батарею и приготовились дать бой танку-диверсанту. Анохину пришлось покинуть машину, чтобы избежать трагедии.

Хотя испытания прошли удачно, больше летающих танков советское командование решило не строить, а идею — не развивать. В таких машинах не оказалось надобности.

{banner_819}{banner_825}
-14%
-30%
-10%
-45%
-30%
-20%
-25%
-50%
-20%
-30%
-45%