Сегодня одним из самых известных самолетов Второй мировой войны, построенных по схеме «летающее крыло», является немецкий экспериментальный реактивный бомбардировщик Horten Ho 229. Но мало кто знает, что подобные разработки велись и американцами с 40-х годов прошлого века. Разработкой занималась фирма Northrop, создатель знаменитого бомбардировщика B-2 Spirit.

Horten Ho 229, изображение носит иллюстративный характер. Фото: nnm.ru

Экспериментальный самолет в процессе постройки получил название YB-49. Было построено несколько образцов, но пройти испытания до конца они не смогли — все YB-49 были уничтожены по приказу министра ВВС Стюарта Саймингтона, даже музею было отказано в предоставлении в качестве экспоната одного из самолетов.

Первое летающее крыло

Разбившийся недавно в Калифорнии экспериментальный прототип тяжелого бомбардировщика Northrop N-9MB считается первым удачным летательным аппаратом с экипажем и двигателями, расположенными внутри самолета-крыла.

Фото: wikipedia/Tim Felce
Northrop N-9MB. Фото: wikipedia/Tim Felce

Военным Northrop N-9MB впервые показали в сентябре 1941 года. Самолет был построен в качестве масштабного прототипа бомбардировщика YВ-35. Первый полет опытный экземпляр под обозначением N-9M-1 провел 27 декабря 1942 года. Машину пилотировал летчик-испытатель Джон Меерс. Самолет оторвался от земли на скорости 113−120 км/ч.

Трагическим для этого самолета стал 49-й полет — машина разбилась, а летчик погиб. Несмотря на это, совершенствование машины продолжалось — в конструкцию летающего крыла вносились постоянные изменения.

Все это значительно помогло продвинуться вперед в проекте тяжелого бомбардировщика В-35. Впечатленные успехом нового самолета, военные заключили с Northrop контракт 30 июня 1943 года, согласно которому первый бомбардировщик ВВС США получат уже в 1945 году.

Фото: century-of-flight
YВ-35. Фото: century-of-flight

Фирма напряженно работала над проектом, но к началу 1944 года стало ясно, что работа не укладывается в назначенные сроки, да и характеристики получились ниже заявленных — по сравнению с проектом, дальность полета реальной машины была меньше на 2592 км, а максимальная скорость — на 39 км/ч. Не получив YВ-35 вовремя, военные отменили контракт на 200 машин.

Таинственная авария

Учитывая, что доводка поршневого варианта В-35 была признана нецелесообразной, в Northrop решили оснастить самолет реактивными двигателями. Так появилась модификация YB-49. Решение оказалось удачным — во время испытаний самолет даже установил неофициальный рекорд по продолжительности полета — 6,5 часа на высоте свыше 12,2 км.

Фото: wikipedia
Фото: wikipedia

Первый экземпляр нового реактивного бомбардировщика с измененным обозначением YB-49 был готов только к осени 1947 года. Буква Y указывала на предсерийный статус самолета.

Экипаж самолета составлял 7−10 человек, для которых были предусмотрены четыре спальных места в хвостовом конусе. Испытания первого экземпляра YB-49 прошли успешно — он налетал 50 часов и был передан ВВС США.

Второй бомбардировщик был готов уже в 1948 году. Пятого июня в семь утра второй YB-49 поднялся в воздух, через какое-то время на земле получили сообщение: самолет находится на высоте 4572 м и начинает снижаться. Это было странно: программа полета предусматривала набор высоты 12 192 м, а за прошедшие 30 минут набрать высоту в 12 000 м и снизиться до 4000 м YB-49 не мог. Затем связь с самолетом пропала.

Судьба самолета прояснилась с появлением на базе моториста, который, проезжая на машине по 466-му шоссе, увидел кувыркающиеся в воздухе и сверкающие на солнце фрагменты крыльев. Поисковой команде удалось найти сгоревший фюзеляж самолета и тела членов экипажа, причину крушения самолета установить не удалось до сих пор.

Бомбардировщик против марсиан

Несмотря на неудачу, работы над проектом продолжились, а переделка одного из экземпляров в самолет-разведчик YRB-49A оказалась настолько удачной, что ВВС решили заказать серию разведывательных самолетов этого типа.

Фото: airwar.ru
Фото: airwar.ru

Разведчик оснащался шестью реактивными двигателями, два из них конструкторы разместили под крыльями, что негативно сказалось на аэродинамике самолета, да и горючего они потребляли много, поэтому дальность полета снизилась. Тогда специалисты Northrop оборудовали самолет дополнительными топливными баками.

Но даже этот шаг не помог — RB-49A сильно уступал по характеристикам своему конкуренту Convair B-36. Созданный на базе этого самолета разведчик RB-36D в итоге и пошел в серию, а заказ фирме Northrop военные отменили.

Не попав в армию, YB-49 стал звездой кино и последней надеждой земли в борьбе с марсианами. В фильме «Война миров» 1952 года этот самолет сбрасывает атомные бомбы на войска марсиан, вторгшихся на нашу планету. В фильм вставили кадры хроники испытаний.

-55%
-40%
-33%
-10%
-50%
-25%
-10%
-10%
-20%
-10%