Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  2. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  3. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  4. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  5. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  6. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  7. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  8. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  9. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  10. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  11. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  12. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  13. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  14. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  15. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  16. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  17. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  18. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  19. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  20. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  21. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  22. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  23. «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов, «Манчестер Сити» разобрался с «Боруссией»
  24. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  25. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  28. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  29. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  30. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада


/

Совсем скоро, 3 июля, над Минском пролетят почти 50 самолетов и вертолетов — состоится авиапарад в честь Дня независимости. Многие из вас (и нас) уже видели их во время репетиций авиашоу, но посмотреть на сам парад все равно интереснее. 42.TUT.BY рассказывает о моделях летательных аппаратов, которые примут в нем участие.

Вертолеты

Ми-8МТВ5 во время репетиции парада 28 июня. Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Ми-8МТВ5 во время репетиции парада 28 июня. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

В авиапараде будут участвовать три модели вертолетов: Ми-8МТВ5, Ми-24 и Ка-52 (два первых принадлежат белорусской авиации, третий — российской). Десантно-транспортный Ми-8МТВ5 представляет собой глубокую модернизацию классического Ми-8, который производится с 1965 года. Особо современного вооружения вертолет не несет, но от него этого и не требуется: дело Ми-8МТВ5 — обеспечивать боевые действия, перебрасывать личный состав, снабжать его боеприпасами и продовольствием, вывозить раненых, эвакуировать население в случае надобности или оказывать людям гуманитарную помощь. Все это Ми-8МТВ5 умеет отлично.

Фото: wikipedia.org

Ми-24 — более узкоспециализированная боевая машина. Вертолет, обладающий мощным вооружением и узнаваемым силуэтом, стал одним из символов советской военной мощи. Правда, реализованная в нем концепция «летающей БМП» позволяет перебрасывать вертолетом и десант, что неоднократно подвергалось критике. На сегодняшний день машина уже устарела, но по-прежнему находится на вооружении.

Ка-52 ВКС России взлетает с аэродрома «Мачулищи». Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ка-52 ВКС России взлетает с аэродрома «Мачулищи». Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Ка-52 — самый современный вертолет из представленных, единственный, не являющийся модернизацией старой машины. Эта модель была создана как раз для замены Ми-24, когда стало ясно, что скрестить десантный и штурмовой вертолет было не слишком хорошей идеей. Специализированный ударный Ка-52 выполнен по соосной схеме (то есть оба винта вертолета находятся на одной оси, а хвостовой винт отсутствует). Вертолет бронирован и вооружен 30-мм пушкой, может нести управляемые и неуправляемые ракеты и бомбы.

Учебно-тренировочные самолеты

Фото: discovery.nemiga.info
Фото: discovery.nemiga.info

L-39 — вполне себе ветеран. Еще в начале семидесятых этот чехословацкий самолет был выбран как основной для тренировки пилотов стран Варшавского договора, именно на нем учились летать пилоты, которым предстояло воевать в Третьей мировой. К счастью, ее не случилось, но L-39 состоят на вооружении и сейчас. Самолет годится для обучения технике пилотирования днем и ночью, в разных погодных условиях и позволяет изучать элементы боевого применения.

Як-130 и Ан-26 пролетают над Минском во время репетиции воздушной части парада 28 июня 2019 года. Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Як-130 и Ан-26 пролетают над Минском во время репетиции воздушной части парада 28 июня 2019 года. Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Как бы хорош ни был L-39, но семидесятые годы были давно и машина устарела. Чехи учли этот момент и разработали замену — L-159, но к тому времени Варшавский договор приказал долго жить, и Чехия стала рассматриваться не как союзник, а как вероятный противник. Потому в России разработали собственный учебно-тренировочный самолет Як-130. В принципе, он выполняет совершенно те же цели, что и предшественник, но делает это лучше. А еще в случае войны умеет «работать» легким штурмовиком и нести высокоточное вооружение.

Истребители

МиГ-29 взлетает с аэродрома «Мачулищи» во время тренировки. ​ Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
МиГ-29 взлетает с аэродрома «Мачулищи» во время тренировки. ​ Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

МиГ-29 безо всяких скидок можно назвать легендой. Попытка советских авиаконструкторов создать универсальный истребитель в 70-х годах провалилась, и пришлось разделять проект на два — тяжелый и легкий фронтовые истребители. Первым стал не менее известный Су-27, вторым — МиГ-29. Главная задача этого самолета — обеспечить на нужном участке фронта локальное превосходство в воздухе и отгонять истребители НАТО от штурмовиков. МиГ-29 с советских времен популярен во многих странах, и, несмотря на то, что часть эксплуатантов отказалась или отказывается от него, истребитель по-прежнему стоит на вооружении почти в 30 государствах.

СУ-30. Фото: wikipedia.org
Су-30. Фото: wikipedia.org

Су-30СМ — несколько менее популярный самолет. СССР он уже не застал — эксплуатация истребителя началась в 1992 году. Зато, в отличие от МиГ-29 четвертого поколения, он относится уже к поколению 4+, являясь более современной машиной. Помимо функций тяжелого истребителя (а Су-30СМ сделан на той же платформе, что и Су-27), самолет умеет брать на себя часть обязанностей машины дальнего радиолокационного обнаружения. Учебные бои с участием «сушек» показали их превосходство над большинством самолетов НАТО.

Штурмовики и фронтовые бомбардировщики

Штурмовики Су-25. ​​Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Штурмовики Су-25. ​​Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Легендарный «грач» Су-25 стал первым за долгое время специализированным штурмовиком. До этого считалось, что непосредственную поддержку войскам на поле боя окажут истребители, но они не справились. В результате долгой разработки в 70-х годах и появился этот очень удачный, хорошо вооруженный и защищенный самолет. Воздушный бой — не его стихия (хотя при необходимости Су-25 может вести и его), «грач» работает в первую, вторую и третью очередь по наземным целям. Для этого самолет несет на борту артиллерию, авиабомбы, управляемые и неуправляемые ракеты.

Фото: Flightglobal
Фото: Flightglobal

Впрочем, при всей своей блестящей репутации Су-25 уже объективно устарел и в будущем будет повсеместно заменен нашим следующим «героем» — Су-34. Если Су-25 — «чистый» штурмовик, то гораздо более совершенный Су-34 может одинаково успешно работать и по земле, и по воздуху — это предельно многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения 4++. В мире не так много самолетов совершеннее его. Су-34 эксплуатируется всего несколько лет и на вооружении ВС РБ не состоит — в небе над Минском окажутся российские самолеты.

Стратегические бомбардировщики

Фото: wikipedia.org

Ту-22М3 — один из двух самолетов этого класса с крылом изменяемой стреловидности. Благодаря этому ракетоносец-бомбардировщик умеет выполнять широкий спектр задач на разных высотах и скоростях. Самолет может нести различные ракеты, включая ядерные и противокорабельные, за что уже получил прозвище «убийца авианосцев». Хотя в реальности ни по одному авианосцу еще не отстрелялся.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

«Белый лебедь» Ту-160 также имеет изменяемую стреловидность крыла. Это реальный рекордсмен: среди стратегических бомбардировщиков он первый и по взлетной массе, и по своим размерам, и по весу, и по скорости. Самолет создавался в рамках концепции ядерного сдерживания, так что его основное вооружение — крылатые ракеты большой дальности с ядерной боевой частью. В последнее время бомбардировщики перевооружают на высокоточные крылатые ракеты. Если Ту-22М3 — «убийца авианосцев», то Ту-160 — вообще всего.

. Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

По сравнению с двумя этими «бомберами» Ту-95 — почтенный старец. Это единственный стоящий на вооружении стратегический бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Скорость его, конечно, не идет ни в какое сравнение со скоростями сверхзвуковых Ту-22 и Ту-160, уступая им в два и более раза. Но крылатыми ракетами он воюет ничуть не хуже. Самолет стоит на вооружении с 1956 года (но стоит помнить, что американский «стратег» B-52 служит с тех же времен, и никто его списывать не собирается).

Транспортные самолеты

Новейших транспортных самолетов в небе над Минском мы не увидим. Ан-26 летает с 1973 года и не может похвастаться рекордной грузоподъемностью (самолет может доставить за раз менее 6 тонн груза, а это не впечатляет даже по меркам машин Второй мировой). Зато Ан-26 может перевозить до 30 десантников или 24 раненых. И вообще считается довольно удачным самолетом.

Ил-76 заходит на посадку на аэродром «Мачулищи». Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ил-76 заходит на посадку на аэродром «Мачулищи». Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Громадный Ил-76 превосходит собрата и по скорости, и по габаритам, и по грузоподъемности, позволяя за раз перевозить до 60 тонн грузов. Высокие качества транспортника привели к тому, что сегодня он эксплуатируется по всему миру: от США до Северной Кореи. А если использовать его как десантный, то за раз он позволяет перебрасывать целых 126 человек.

-53%
-20%
-10%
-20%
-10%
-15%
-20%
-35%