• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  2. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  3. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  4. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  5. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  6. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  7. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  8. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  9. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  10. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  11. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  12. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  13. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  14. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  15. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  16. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  17. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  18. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  19. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  20. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  21. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  22. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  23. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  24. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  25. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  26. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  27. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  28. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  29. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  30. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси


Популярная механика

За последние два года могло показаться, будто Китай остановил разработку истребителя J-31. Однако на днях его конструктор Сун Конг сообщил, что работа идет в полном соответствии с графиком, сообщает «Популярная механика» со ссылкой на China Daily.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

J-31 впервые поднялся в воздух еще 31 октября 2012 года. Однако о нем не появлялось никакой информации последние два года — с тех пор, как первый китайский стелс-истребитель J-20 был официально принят на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Специалисты высказывали предположение, что J-31 был изначально «мертворожденным проектом», своего рода дорогостоящей пиар-акцией, призванной продемонстрировать научно-технический потенциал разработчика самолета — компании Shenyang Aircraft Corporation. На это указывал тот факт, что китайское правительство не финансировало проект, Shenyang Aircraft Corporation разрабатывала его в инициативном порядке с использованием собственных средств.

Изначально J-31 демонстрировался очень широко. Были заранее озвучены его характеристики, и это, в свою очередь, дало повод полагать, что самолет будет ориентирован на зарубежных заказчиков, в то время как для ВВС НОАК он интереса не представляет. Затем внимательные блогеры разглядели усиленную переднюю стойку шасси, из чего был сделан вывод, что J-31 разрабатывается как палубный истребитель. В общем, разнообразных слухов и догадок было много, но начиная с 2017 года J-31, как и положено невидимке, растворился в информационном пространстве, и о нем стали понемногу забывать.

Но в начале июля главный конструктор самолета Сун Конг сообщил, что работы над истребителем не прекращались и идут своим чередом, к заявленному сроку самолет поступит на вооружение ВВС НОАК. Таким образом стало ясно, что Китай не отказывается от второго стелс-истребителя и что, скорее всего, в следующем году начнется производство J-31. Именно в 2020 году планировалось запустить самолет в серию, о чем заявлялось еще несколько лет назад.

Можно сделать вывод, что китайцы пошли по американскому пути, создав достаточно крупный истребитель J-20, дополнять который будет компактный и легкий J-31. Для сравнения, в ВВС США имеется относительно малотиражный F-22, который дополняет массовый F-35. Точно так же, как и F-22, китайский истребитель J-20 экспортироваться не будет, чего не скажешь про J-31. Его цена будет в районе 70 миллионов долларов, а это делает J-31 не просто хорошим, а едва ли не безальтернативным предложением на рынке стелс-истребителей. Ни одна другая страна не в состоянии предложить стелс-истребители по такой цене, что дает китайскому авиапрому отличный шанс закрепиться на мировом рынке военной авиации.

Что же получит потенциальный покупатель в случае, если J-31 будет предложен на экспорт? Во‑первых, в отличие от F-35, J-31 имеет не только более привлекательную цену, но и два двигателя. Не стоит лишний раз говорить, что самолет с двумя двигателями значительно надежнее однодвигательного истребителя. Более того, летные характеристики J-31 выглядят значительно лучше. Например, максимальная скорость J-31 составляет 2200 км/ч против 1930 км/ч у F-35. Даже в США F-35 часто критиковали за подобную скорость, которая, по мнению экспертов, в случае чего не позволит ему сбежать с поля боя. Действительно, с такой «максималкой» F-35 не получится удрать даже от МиГ-21.

По габаритам и массе оба самолета примерно одинаковы: длина J-31 составляет 16,9 м, размах крыла — 11,5 м, максимальная взлетная масса — 25 тонн, масса нагрузки — 8 тонн, практический потолок — 18 200 метров, радиус действия — 1200 километров. Китайцы уверяют, что самолет отличается хорошей малозаметностью, информационной осведомленностью, простотой в эксплуатации и способностью наносить удары по воздушным, наземным и морским целям, а срок службы истребителя составит 30 лет. По идее, все это должно заинтересовать зарубежных заказчиков. Отмечается еще один немаловажный момент — российские двигатели РД-93 заменены на собственные аналоги WS-13E, следовательно, Россия не сможет запретить Китаю поставлять самолет на внешние рынки, где он сможет сильно осложнить жизнь российским самолетам семейства Сухого, да и не им одним.

Все это говорит об одном: за последние годы Китай вышел на совершенно иной уровень развития своего военного авиапрома, совершив впечатляющий рывок вперед. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Поднебесная стала второй страной в мире, на вооружении ВВС которой стоят два типа стелс-истребителей, а их характеристики подчас превосходят характеристики американских самолетов. На днях издание Sohu сообщило, что китайский истребитель J-20 имеет рекордную крейсерскую скорость полета в 2,5 Маха против 1,3 Маха у американского F-22. И хотя к подобным заявлениям надо относиться с известной долей осторожности, сомневаться в том, что боевая авиация Китая прогрессирует не по дням, а по часам, не приходится.

-50%
-45%
-15%
-50%
-15%
-25%
-20%
-40%
-20%
-24%
0072641