• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Офтоп
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  2. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  3. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  4. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  5. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  6. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  7. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  8. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  9. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  10. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  11. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  12. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  13. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  14. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  15. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  16. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  17. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  18. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  19. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  20. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  21. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  22. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  23. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  24. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  25. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  26. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  27. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  28. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  29. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  30. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя


Популярная механика

За последние два года могло показаться, будто Китай остановил разработку истребителя J-31. Однако на днях его конструктор Сун Конг сообщил, что работа идет в полном соответствии с графиком, сообщает «Популярная механика» со ссылкой на China Daily.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

J-31 впервые поднялся в воздух еще 31 октября 2012 года. Однако о нем не появлялось никакой информации последние два года — с тех пор, как первый китайский стелс-истребитель J-20 был официально принят на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Специалисты высказывали предположение, что J-31 был изначально «мертворожденным проектом», своего рода дорогостоящей пиар-акцией, призванной продемонстрировать научно-технический потенциал разработчика самолета — компании Shenyang Aircraft Corporation. На это указывал тот факт, что китайское правительство не финансировало проект, Shenyang Aircraft Corporation разрабатывала его в инициативном порядке с использованием собственных средств.

Изначально J-31 демонстрировался очень широко. Были заранее озвучены его характеристики, и это, в свою очередь, дало повод полагать, что самолет будет ориентирован на зарубежных заказчиков, в то время как для ВВС НОАК он интереса не представляет. Затем внимательные блогеры разглядели усиленную переднюю стойку шасси, из чего был сделан вывод, что J-31 разрабатывается как палубный истребитель. В общем, разнообразных слухов и догадок было много, но начиная с 2017 года J-31, как и положено невидимке, растворился в информационном пространстве, и о нем стали понемногу забывать.

Но в начале июля главный конструктор самолета Сун Конг сообщил, что работы над истребителем не прекращались и идут своим чередом, к заявленному сроку самолет поступит на вооружение ВВС НОАК. Таким образом стало ясно, что Китай не отказывается от второго стелс-истребителя и что, скорее всего, в следующем году начнется производство J-31. Именно в 2020 году планировалось запустить самолет в серию, о чем заявлялось еще несколько лет назад.

Можно сделать вывод, что китайцы пошли по американскому пути, создав достаточно крупный истребитель J-20, дополнять который будет компактный и легкий J-31. Для сравнения, в ВВС США имеется относительно малотиражный F-22, который дополняет массовый F-35. Точно так же, как и F-22, китайский истребитель J-20 экспортироваться не будет, чего не скажешь про J-31. Его цена будет в районе 70 миллионов долларов, а это делает J-31 не просто хорошим, а едва ли не безальтернативным предложением на рынке стелс-истребителей. Ни одна другая страна не в состоянии предложить стелс-истребители по такой цене, что дает китайскому авиапрому отличный шанс закрепиться на мировом рынке военной авиации.

Что же получит потенциальный покупатель в случае, если J-31 будет предложен на экспорт? Во‑первых, в отличие от F-35, J-31 имеет не только более привлекательную цену, но и два двигателя. Не стоит лишний раз говорить, что самолет с двумя двигателями значительно надежнее однодвигательного истребителя. Более того, летные характеристики J-31 выглядят значительно лучше. Например, максимальная скорость J-31 составляет 2200 км/ч против 1930 км/ч у F-35. Даже в США F-35 часто критиковали за подобную скорость, которая, по мнению экспертов, в случае чего не позволит ему сбежать с поля боя. Действительно, с такой «максималкой» F-35 не получится удрать даже от МиГ-21.

По габаритам и массе оба самолета примерно одинаковы: длина J-31 составляет 16,9 м, размах крыла — 11,5 м, максимальная взлетная масса — 25 тонн, масса нагрузки — 8 тонн, практический потолок — 18 200 метров, радиус действия — 1200 километров. Китайцы уверяют, что самолет отличается хорошей малозаметностью, информационной осведомленностью, простотой в эксплуатации и способностью наносить удары по воздушным, наземным и морским целям, а срок службы истребителя составит 30 лет. По идее, все это должно заинтересовать зарубежных заказчиков. Отмечается еще один немаловажный момент — российские двигатели РД-93 заменены на собственные аналоги WS-13E, следовательно, Россия не сможет запретить Китаю поставлять самолет на внешние рынки, где он сможет сильно осложнить жизнь российским самолетам семейства Сухого, да и не им одним.

Все это говорит об одном: за последние годы Китай вышел на совершенно иной уровень развития своего военного авиапрома, совершив впечатляющий рывок вперед. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Поднебесная стала второй страной в мире, на вооружении ВВС которой стоят два типа стелс-истребителей, а их характеристики подчас превосходят характеристики американских самолетов. На днях издание Sohu сообщило, что китайский истребитель J-20 имеет рекордную крейсерскую скорость полета в 2,5 Маха против 1,3 Маха у американского F-22. И хотя к подобным заявлениям надо относиться с известной долей осторожности, сомневаться в том, что боевая авиация Китая прогрессирует не по дням, а по часам, не приходится.

-50%
-10%
-20%
-45%
-10%
-50%
-10%
-10%
-20%
0069757