• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


За современными самолетами ведущих военно-промышленных держав традиционно выстраиваются в очередь десятки стран. Недавно США отказали Турции в продаже истребителей пятого поколения F-35. Теперь на них претендует одно из богатейших развивающихся государств — Индия. В перспективе эта страна может стать обладательницей и F-35 и российских МиГ-35. Издание Military Watch сравнило два этих самолета на предмет достоинств и «экспортных» перспектив.

Фото: theaviationist.com
Фото: theaviationist.com

МиГ-35 поступил на вооружение российских ВВС всего месяц назад, в июне. На этом самолете реализован ряд технологий нового поколения, включая новые системы радиоэлектронной борьбы, усовершенствованные двигатели с EDN (управляемым вектором тяги, что обеспечивает дополнительную маневренность), и радар AESA — на российском истребителе такой ставится впервые. Самолет стал «сухопутным» усовершенствованием палубного МиГ-29К и должен быть более легким и дешевым дополнением к тяжелому Су-57.

В отличие от Су-57, который нужен, чтобы очищать небо от самых совершенных самолетов потенциальных противников (F-22 Raptor, Chengdu J-20), МиГ-35 менее «заточен» под воздушный бой и имеет хорошие возможности для работы по земле. Впрочем, как дополняет издание, он способен активно бороться против всех истребителей, кроме, разумеется, наиболее продвинутых. Так, четвертое поколение (F-15C Eagle и J-11B) ему не страшно.

Для боя с противниками в небе самолет может брать на борт восемь ракет класса «воздух-воздух». Это вдвое больше, чем способен противопоставить ему F-35, и столько же, сколько несут более тяжелые F-22 и F-15C.

Фото: nationalinterest.org
Фото: nationalinterest.org

В МиГ-35 попытались преодолеть традиционные слабости легких и средних истребителей в плане возможности обнаружения противника, практического потолка, дальности полета и полезной нагрузки. Радар AESA, установленный на самолете, хотя и легче, чем у Су-57, обеспечивает высокую ситуационную осведомленность (самолет может заметить противника на дальнем расстоянии). Максимальная высота полета у МиГа меньше, чем у американских F-15 и F-22 (разница составляет около 5%), а дальность в полтора раза превышает таковую у оригинального МиГ-29, что позволяет летать в глубокий тыл противника.

Преимущество МиГ-35, пишет Military Watch, заключается в сочетании удачных характеристик с традиционными плюсами средних и легких истребителей — низкими затратами на покупку и обслуживание, небольшим временем подготовки к вылету и возможностью развертывания на коротких взлетно-посадочных полосах около передовой. Именно экономичность в обслуживании Military Watch и полагает одним из важных плюсов российского истребителя. Впрочем, это утверждение можно признать несколько спорным — для высокотехнологичных вооружений низкая цена актуальна только тогда, когда идет не в ущерб ТТХ.

Что касается американского самолета F-35A Lightning II, то он сделан совершенно иначе. Гораздо более мощный, чем на МиГ-35, двигатель Pratt & Whitney F135 (его тяговооруженность почти в полтора раза выше) позволяет истребителю летать на сверхзвуке. Впрочем, попытка сделать F-35 универсальным самолетом, одна из версий которого имела бы вертикальный взлет, сделало его не самой быстрой машиной. Маневренность F-35 также посредственная и уступает многим американским самолетам четвертого поколения, и в этом МиГ-35 однозначно его превосходит, в особенности за счет двигателей с УВТ.

F-35As ВВС США. Фото: wikipedia.org
F-35As ВВС США. Фото: wikipedia.org

С точки зрения вооружения оба истребителя пока находятся на стадии, когда для них еще не вполне адаптированы сверхмощные ракеты, созданные для их более тяжелых собратьев. Так, сегодня МиГ-35 может пускать R-27ER и R-77 с дальностями 130 км и 110 км соответственно, а F-35 способен противопоставить ему AIM-120C с дальностью 105 км. По мнению экспертов Military Watch, это соотношение сохранится и при адаптации более тяжелых боеприпасов, которая ожидается примерно к 2025 году. Так, российская ракета К-77 может летать на 177 км и имеет антенну с активной фазированной решеткой (использование которой делает уклонение очень трудным). Американская AIM-120D с дальностью 180 км таким похвастаться не может.

Впрочем, есть категория, в которой F-35 имеет полное и безоговорочное преимущество. Это, конечно, технологии незаметности. Планер МиГ-35 спроектирован так, чтобы быть несколько менее заметным для радаров, но в целом его конструкция не была построена вокруг идеи невидимости. А у F-35 на этом завязано все. Несмотря на то, что теоретически американский истребитель обнаруживается радарами, на дальних дистанциях его трудно «увидеть» — это дает самолету преимущества за пределами дальности видимости противника, в том числе при проникновении в воздушное пространство врага.

Именно технологии скрытности компенсируют низкую скорость, недостаточную маневренность и потолок (впрочем, последний отличается от показателя МиГ-35 всего на 800 метров — 18,2 против 19 км). Электронная начинка и компьютерные технологии F-35 также являются самыми продвинутыми в западном мире. А радар тяжелее, чем у российского соперника, что явно сделает ситуационную осведомленность «американца» значительно выше. Поэтому при прочих равных самолет вполне может обладать возможностью первого удара, несмотря на меньшую дальность ракет.

. Фото: wikipedia.org
. Фото: wikipedia.org

Стоит учитывать, что F-35 пока далек от идеала, и многие «детские болезни» самолета еще могут быть исправлены в будущем. Тем не менее, на сегодняшний день истребитель пятого поколения пока имеет достаточно недостатков, чтобы не быть желанной покупкой для стран вне НАТО и «Five Eyes» (англоязычные страны, включающие США, Великобританию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию). Помимо этого, F-35 тесно завязан на ПО, производимое в США, и теоретически может быть отключен от него, если страна-эксплуатант будет проводить политику, противоречащую интересам Штатов.

Правда, Military Watch, обращая внимание на «детские болезни» F-35, не указывает на аналогичные неприятности с российским истребителем. Так, в 2011 году та же самая Индия, проводившая тендер на новый истребитель, исключила из него тогдашний перспективный вариант МиГ-35, потому что его радар не смог увидеть цели.

Правда, плюсом российского истребителя является то, что Москва может согласиться на производство 35-го по лицензии, в то время как Трамп недавно показал, как легко можно нарушить договоры о поставках F-35. Кроме того, МиГ-35 будет совместим с инфраструктурой по ремонту и обслуживанию самолетов, уже существующей в Индии.

Так что Military Watch отдает пальму первенство российскому истребителю поколения 4++, а не американскому самолету пятого поколения. По мнению авторов издания, MiG-35 будет закупаться в больших масштабах — возможно, до 300 штук.

{banner_819}{banner_825}
-45%
-10%
-11%
-20%
-20%
-10%
-15%
-15%
0065385