• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  2. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  3. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  4. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  5. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  6. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  7. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  8. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  9. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  10. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  11. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  12. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  13. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  14. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  15. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  16. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  17. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  18. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  19. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  20. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  21. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  22. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  23. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  24. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  25. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  26. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  27. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  28. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  29. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  30. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?


/ /

До развала Союза МЗКТ не был самостоятельным предприятием — он входил в МАЗ, производящий автомобили для «оборонки». Гражданская техника появилась в его ассортименте после того, как завод ушел в свободное плавание, начав выпускать продукцию под брендом Volat. Но все же он славен в первую очередь своими военными машинами: долгое время завод обеспечивал важные оборонные заказы для армий Беларуси и России. В этом году предприятию исполняется 65 лет. В честь этого руководство пригласило журналистов посмотреть на успехи организации. Мы не стали отказываться, а заодно и узнали, чем предприятие собирается зарабатывать в ближайшем будущем.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

За счет чего сегодня живет завод

То, что сейчас можно увидеть на МЗКТ, более или менее характерно для большинства белорусских предприятий. За полчаса экскурсии по заводу нам довелось побывать в цехах, где есть оборудование, поставленное из ГДР в годы перестройки, современные станки с ЧПУ за 300 тысяч долларов каждый (с 2006 по 2017 год на модернизацию было потрачено 110 миллионов долларов) и линии семидесятых годов. Но в целом завод колесных тягачей смотрится вполне прилично.

Вся техника проходит испытания сначала на уровне отдельных узлов, а затем в собранном виде. Производство может длиться более полугода: так, шасси МЗКТ-79221, на котором монтируются ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс», собирают и отлаживают 270 дней.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Уже на заводе каждая единица военной техники должна «откатать» в испытательном цеху 400 километров. Для гражданских машин этот показатель вдвое ниже. Единственное, что никогда не испытывается на МЗКТ, — это вооружение, которое потом ставится на технику. «На заводе нет ни одного патрона», — заявил исполняющий обязанности главного инженера Алексей Римашевский.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Алексей Римашевский

Успехи в модернизации видны и по тому, как изменился рабочий процесс. По словам Алексея Римашевского, до 2012 года, когда предприятие было завалено заказами от российской «оборонки», большой проблемой было соблюдать сроки. Причем задержки были перманентными.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Сейчас этой проблемы нет. Правда, потихоньку иссякают и заказы от военных России. Не потому, что их не устраивает качество работы МЗКТ. Просто масштабное перевооружение армии РФ, начавшееся примерно в 2009 году, завершается. А масштабы сотрудничества с другими странами в разы меньше.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Тем не менее контракты заключаются и с Китаем, и с ОАЭ (куда вот-вот уедут 22 тягача-танковоза), и с другими странами. Некоторые договоры долгосрочные, вплоть до 2025 года, некоторые — на единичные поставки. Теоретически география более чем обширна: ОАЭ, Египет, Турция, Иордания, Азербайджан, Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Иран, Китай, Мьянма, Сирия, Туркменистан.

Впрочем, без конкретных цифр понять реальное положение дел на предприятии довольно сложно (а нам их не назвали: коммерческая тайна). Зато журналистам показали новую технику — преимущественно гражданскую. Кроме уже упомянутого танковоза, к новинкам отнесли колесное шасси для ЗРК «Бук-МБ», терминальный тягач, пару моделей крановых шасси и машину под установку нефтегазового оборудования.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Главный конструктор Василий Бурьян сообщил, что МЗКТ все больше отходит от «мазовского» прошлого и планирует полностью отказаться от дизайна кабин, хоть чем-то напоминающего модели МАЗ. Кроме того, завод не производит беспилотную технику, по крайней мере пока — работы в этом направлении не ведутся, хотя заказ на НИОКР от партнеров есть.

Тест-драйв на полигоне

Самой интересной частью мероприятия был тест-драйв колесной техники. Полигон «Утес», открытый в 1972 году, ведущий инженер-исследователь МЗКТ Вячеслав Климов называет «детским садом всех машин, созданных на заводе». А еще это практически феникс, восстающий из пепла, — только очень медленно. В девяностые завод не потянул расходы на охрану, земельный налог, поддержание инфраструктуры — и на несколько лет 30 тысяч гектаров испытательного полигона сдали лесхозу (по словам Вячеслава Климова, «как Аляску, продали»).

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Сегодня все понемногу возвращается на круги своя. Военные и гражданские машины вновь тестируются на «Утесе». Испытывать технику можно и год, и два — ведь «сырые» тягачи никто не хочет брать.

На полигоне отличные условия, чтобы проверить на прочность любую машину: плохие дороги, бездорожье, снежная целина зимой. Не хватает разве что барханов, чтобы испытывать то, что продается в ОАЭ и другие южные страны. Но все равно танкотранспортер, который отправляется в Эмираты, испытывали и принимали именно здесь.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

На выбор журналистам предложили прокатиться на легковом бронеавтомобиле (последние могут со временем заменить советские бронетранспортеры), тактическом автомобиле и нескольких мощных колесных шасси. На одном из них монтируются зенитно-ракетные комплексы «Бук» и «Тор». Второй служит основой для топовых на сегодняшний день российских и белорусских вооружений: РСЗО «Полонез», ракетного комплекса «Искандер», антенных комплексов С-400 и машин обеспечения «Тополей» и «Ярсов». Мы же выбрали колесное шасси.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Модель машины, в которой мы прокатились, — МЗКТ-7930. Среди множества шасси, которые завод поставлял и поставляет в Россию, это, пожалуй, лидер.

В данном случае перед нами «искандеровский» вариант — с механической коробкой передач. Скорость машины по грунтовой дороге — порядка 40 километров в час. Ремни безопасности в машине не предусмотрены. Тряску сглаживают кресла с амортизацией. Наш водитель Максим замечает, что должно быть еще меньше: мы едем «порожняком», но в боевых условиях смонтированный на шасси ракетный комплекс изрядно добавит массы и, соответственно, устойчивости.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Презентация новой техники МЗКТ стала лишь первым этапом в праздновании 65-летия завода. В пятницу, 26 июля, на Октябрьской площади, перед Дворцом Республики, состоится выставка-показ техники предприятия. В субботу, 27 июля, с 10.00 до 14.00 на МЗКТ пройдет день открытых дверей, а вечером, с 17.00 до 21.00, на площадке перед проходной будет бесплатный концерт с участием белорусских звезд эстрады.

-10%
-35%
-10%
-10%
-50%
-20%
-20%
-10%
-20%
0072641