• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Офтоп
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  2. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  3. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  4. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  5. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  6. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  7. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  8. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  9. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  10. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  11. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  12. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  13. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  14. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  15. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  16. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  17. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  18. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  19. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  20. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  21. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  22. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  23. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  24. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  25. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  26. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  27. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  28. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  29. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  30. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците


/ /

До развала Союза МЗКТ не был самостоятельным предприятием — он входил в МАЗ, производящий автомобили для «оборонки». Гражданская техника появилась в его ассортименте после того, как завод ушел в свободное плавание, начав выпускать продукцию под брендом Volat. Но все же он славен в первую очередь своими военными машинами: долгое время завод обеспечивал важные оборонные заказы для армий Беларуси и России. В этом году предприятию исполняется 65 лет. В честь этого руководство пригласило журналистов посмотреть на успехи организации. Мы не стали отказываться, а заодно и узнали, чем предприятие собирается зарабатывать в ближайшем будущем.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

За счет чего сегодня живет завод

То, что сейчас можно увидеть на МЗКТ, более или менее характерно для большинства белорусских предприятий. За полчаса экскурсии по заводу нам довелось побывать в цехах, где есть оборудование, поставленное из ГДР в годы перестройки, современные станки с ЧПУ за 300 тысяч долларов каждый (с 2006 по 2017 год на модернизацию было потрачено 110 миллионов долларов) и линии семидесятых годов. Но в целом завод колесных тягачей смотрится вполне прилично.

Вся техника проходит испытания сначала на уровне отдельных узлов, а затем в собранном виде. Производство может длиться более полугода: так, шасси МЗКТ-79221, на котором монтируются ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс», собирают и отлаживают 270 дней.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Уже на заводе каждая единица военной техники должна «откатать» в испытательном цеху 400 километров. Для гражданских машин этот показатель вдвое ниже. Единственное, что никогда не испытывается на МЗКТ, — это вооружение, которое потом ставится на технику. «На заводе нет ни одного патрона», — заявил исполняющий обязанности главного инженера Алексей Римашевский.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Алексей Римашевский

Успехи в модернизации видны и по тому, как изменился рабочий процесс. По словам Алексея Римашевского, до 2012 года, когда предприятие было завалено заказами от российской «оборонки», большой проблемой было соблюдать сроки. Причем задержки были перманентными.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Сейчас этой проблемы нет. Правда, потихоньку иссякают и заказы от военных России. Не потому, что их не устраивает качество работы МЗКТ. Просто масштабное перевооружение армии РФ, начавшееся примерно в 2009 году, завершается. А масштабы сотрудничества с другими странами в разы меньше.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Тем не менее контракты заключаются и с Китаем, и с ОАЭ (куда вот-вот уедут 22 тягача-танковоза), и с другими странами. Некоторые договоры долгосрочные, вплоть до 2025 года, некоторые — на единичные поставки. Теоретически география более чем обширна: ОАЭ, Египет, Турция, Иордания, Азербайджан, Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Иран, Китай, Мьянма, Сирия, Туркменистан.

Впрочем, без конкретных цифр понять реальное положение дел на предприятии довольно сложно (а нам их не назвали: коммерческая тайна). Зато журналистам показали новую технику — преимущественно гражданскую. Кроме уже упомянутого танковоза, к новинкам отнесли колесное шасси для ЗРК «Бук-МБ», терминальный тягач, пару моделей крановых шасси и машину под установку нефтегазового оборудования.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Главный конструктор Василий Бурьян сообщил, что МЗКТ все больше отходит от «мазовского» прошлого и планирует полностью отказаться от дизайна кабин, хоть чем-то напоминающего модели МАЗ. Кроме того, завод не производит беспилотную технику, по крайней мере пока — работы в этом направлении не ведутся, хотя заказ на НИОКР от партнеров есть.

Тест-драйв на полигоне

Самой интересной частью мероприятия был тест-драйв колесной техники. Полигон «Утес», открытый в 1972 году, ведущий инженер-исследователь МЗКТ Вячеслав Климов называет «детским садом всех машин, созданных на заводе». А еще это практически феникс, восстающий из пепла, — только очень медленно. В девяностые завод не потянул расходы на охрану, земельный налог, поддержание инфраструктуры — и на несколько лет 30 тысяч гектаров испытательного полигона сдали лесхозу (по словам Вячеслава Климова, «как Аляску, продали»).

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Сегодня все понемногу возвращается на круги своя. Военные и гражданские машины вновь тестируются на «Утесе». Испытывать технику можно и год, и два — ведь «сырые» тягачи никто не хочет брать.

На полигоне отличные условия, чтобы проверить на прочность любую машину: плохие дороги, бездорожье, снежная целина зимой. Не хватает разве что барханов, чтобы испытывать то, что продается в ОАЭ и другие южные страны. Но все равно танкотранспортер, который отправляется в Эмираты, испытывали и принимали именно здесь.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

На выбор журналистам предложили прокатиться на легковом бронеавтомобиле (последние могут со временем заменить советские бронетранспортеры), тактическом автомобиле и нескольких мощных колесных шасси. На одном из них монтируются зенитно-ракетные комплексы «Бук» и «Тор». Второй служит основой для топовых на сегодняшний день российских и белорусских вооружений: РСЗО «Полонез», ракетного комплекса «Искандер», антенных комплексов С-400 и машин обеспечения «Тополей» и «Ярсов». Мы же выбрали колесное шасси.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Модель машины, в которой мы прокатились, — МЗКТ-7930. Среди множества шасси, которые завод поставлял и поставляет в Россию, это, пожалуй, лидер.

В данном случае перед нами «искандеровский» вариант — с механической коробкой передач. Скорость машины по грунтовой дороге — порядка 40 километров в час. Ремни безопасности в машине не предусмотрены. Тряску сглаживают кресла с амортизацией. Наш водитель Максим замечает, что должно быть еще меньше: мы едем «порожняком», но в боевых условиях смонтированный на шасси ракетный комплекс изрядно добавит массы и, соответственно, устойчивости.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Презентация новой техники МЗКТ стала лишь первым этапом в праздновании 65-летия завода. В пятницу, 26 июля, на Октябрьской площади, перед Дворцом Республики, состоится выставка-показ техники предприятия. В субботу, 27 июля, с 10.00 до 14.00 на МЗКТ пройдет день открытых дверей, а вечером, с 17.00 до 21.00, на площадке перед проходной будет бесплатный концерт с участием белорусских звезд эстрады.

-15%
-20%
-10%
-15%
-20%
0073023