/ Фото из личного архива героев /

Даже со смартфоном в кармане и ноутбуком на столе мы вынуждены запоминать (и понимать!) массу информации. Причем не только в школе и университете, но и во «взрослой» жизни. Например, когда сдаем на права. Мы решили спросить у олимпиадников, есть ли какие-нибудь лайфхаки по запоминанию информации и как можно во многом разбираться, если уметь думать. Ведь кто-кто, а они по-любому должны много знать, чтобы быть впереди.

Елизавета Феденя: «Формул миллиард, но все выводятся из двух-трех»

Фото из личного архива

Олимпиадный предмет: математика.

Елизавета в составе команды лицеистов БГУ стала серебряным призером XХ Республиканского турнира юных математиков. Также в составе одной из белорусских команд завоевывала «бронзу» на X Международном турнире юных математиков (International Tournament of Young Mathematicians).

— Конечно, олимпиада олимпиаде рознь. Так, специфика олимпиад по математике такая, что для успеха даже на республиканской не обязательно иметь какие-то знания за пределами школьной программы. А вот про всякие там истории с биологиями и говорить нечего — объем знаний, который там нужен, нас, технарей, устрашает. Но вообще, как мне кажется, в любой олимпиаде уметь правильно думать гораздо важнее. Если ты много знаешь, но не можешь придумать, как применить свои знания, то в чем их польза?

Интересно, что какая-то часть школьной программы нужна для того, чтобы было более удобно использовать уже пройденный материал. Самый тупой пример — это дискриминант и теорема Виета. Теорема очень удобна, но при желании без нее любой может обойтись (в пределах школьной математики). Или вот тригонометрия: в ней миллиард формул, но все они выводятся из одной-двух самых главных и при этом самых простых.

Тем не менее олимпиадники проходят достаточно много всяких штук и надеются, что они им пригодятся. Так что я знаю кучу разных математических «фишек», которые в школе не проходят или затрагивают очень поверхностно. Есть очень много способов решения геометрических задачек, и олимпиадник их все знает и классифицирует: «посчитать» уголки, ввести координаты, провести какие-нибудь преобразования плоскости, вспомнить какую-то теорему, дополнительное построение. Из этого всего в школе проходят очень мало, да и зачем проходить больше?

Иногда на олимпиаде вообще включается паранойя, и я тщательно проверяю каждую используемую формулу. К счастью, в математике с этим бороться несложно: нужно потратить немного времени на то, чтобы заново вывести формулу из другой, в которой ты точно уверен, либо подставить в формулу какие-нибудь конкретные числа и посмотреть, правильно ли она себя ведет. Самая страшная для меня в этом плане тригонометрия — в синусах и косинусах очень просто запутаться. Благо, она на олимпиадах встречается редко и мало.

Знать все на 10 можно, конечно. Отличники не миф и существуют. Правда, десятка еще не означает, что ты хорошо знаешь предмет. Я, например, обычно готовлюсь к самостоятельной, хорошо ее пишу, а на следующий день уже забываю этот материал. Хочется верить, что в итоге что-то полезное в голове все же откладывается. Думаю так: одинаково хорошо знать все предметы нереально, да и гораздо более полезно по жизни выбрать себе специализацию и пробовать разобраться и прокачаться в чем-то одном. Но при этом получать по всем предметам хорошие оценки вполне возможно.

«Фишки» от Елизаветы, как легко запоминать информацию:

1. Структурируйте. Сырой текст из учебника можно несколько раз перечитать, и все равно не будет никакой пользы от этого. А вот если выписать в план ключевые предложения (заменив большой абзац на пять слов) и выбрать несколько ключевых слов, которые при необходимости вызовут в памяти необходимую информацию, будет в тысячу раз легче. Сравним на рандомном абзаце из Википедии:

«Приключения Нацуко» (яп. 夏子の冒険, нацуко, но бо: кэн; англ. Natsuko’s Adventure) — японский фильм, поставленный режиссером Нобору Накамурой в 1952 году. Выпуск на экран — 1953. Второй цветной фильм кинокомпании «Сётику» после «Кармен возвращается домой» (1951, реж. Кэйсукэ Киносита). Экранизация одноименного романа Юкио Мисимы. Несмотря на во многом юмористическое обращение, портрет бескомпромиссных и волевых персонажей характерен для видения автора Мисимы. Фильм дошел до наших дней не в полной сохранности. В сохранившихся пленках в некоторых сценах отсутствует изображение, но есть звук; в то же время в одной из частей ближе к концу визуальный ряд сохранился, но отсутствует саундтрек. В этом месте в настоящее время вставлены титры из исходного сценария.

Можно сократить до:

«Приключения Нацуко» — японский фильм-экранизация, 1953. Юмор + сильные персонажи. Пленки не полностью сохранились.

2. Не запоминайте лишнее. Как я уже говорила, в математике многое выводится из уже известных вещей. Значит ли это, что можно все это не запоминать? Да, да и да!

3. Разберитесь. Зазубривать то, что не понимаешь, сложно и скучно. Потратьте лишние 20 минут, чтобы понять, как работает теорема, найдите ее доказательство, если оно не очень сложное, разберите несколько примеров ее применения. Теперь не нужно зазубривать безликое нечто, а можно просто при необходимости достать из памяти удобный инструмент, которым вы уже знаете, как пользоваться.

4. Ассоциации. Помнится, надо было для какой-то самостоятельной по биологии запомнить названия ферментов. Для меня это были рандомные наборы букв, поэтому я подключила свою фантазию. Давайте тоже попробуем:

— амилаза — что-то милое;
— мальтаза — прямо как остров Мальта;
— пепсин — ну, это пепси;
— трипсин — как пепси только три (ну или три псины, тут уж кому как больше нравится);
— липаза — дерево липа (или коралловый полип).

Глупые и смешные ассоциации запомнить гораздо проще, чем непонятные слова. А из ассоциации восстановить исходник уже несложно.

5. Визуализируйте! Картинка задействует вашу зрительную память гораздо лучше, чем буквы, а если вы и сами ее нарисуете, то уж точно не забудете. Сложно запомнить, что изобрел академик Сахаров? А так?

Изображение прислала Лиза Феденя
Изображение прислала Лиза Феденя. А Сахаров изобрел водородную бомбу (если что)

6. Не оставляйте на последний день. Все равно все мы будем так делать, но знайте, что если разбить материал хотя бы на три дня вместо одного, он уляжется в голове гораздо лучше.

Евгений Дедков: «Чтобы что-то запомнить, надо это понять»

Фото из личного архива

Олимпиадный предмет: физика.

Выпускник борисовской гимназии № 1 2019 года. Стал обладателем золотой медали на 50-й международной физической олимпиаде в Тель-Авиве в этом году. В 2018-м Евгений получил серебряную медаль на 49-й международной олимпиаде в Лиссабоне.

— На олимпиаде важно и много знать, и много думать. Но думать важнее, потому что эмпирически установлено, что на некоторых этапах смекалки вполне достаточно. В 10-м классе участвовал в районном этапе олимпиады по химии и взял там первое место. При этом химик из меня никакой, и органику я запарился учить еще в 9-м классе, а за каникулы так вообще все забыл. Помнил лишь самые базовые вещи класса с 7−8-го — и мне хватило. Опять же, во всяких тестах почти всегда можно «угадать» ответ чисто логически. Конечно, так не всегда пройдет, но вот, например, в тесте по популярным книгам я набрал 9/10, хотя читал из перечисленных там лишь «Войну и мир» да «Преступление и наказание». Знания уже пригодятся в дальнейшем, потому что на более-менее серьезных мероприятиях думать, как правило, умеют многие.

Чтобы дойти до высокого уровня, надо понять: 1) научный метод и тот факт, что формулы — это не физика, это просто отражение ее в математику; 2) каким образом математический аппарат встроен в физику; 3) как формализовать явление на языке математики. И вот это понимание будет, наверное, половиной пути, причем наверняка большей. Дальше уже нужно будет просто с пониманием изучить формулы — и все будет путем. Короче, нет формул, есть законы. И математический аппарат, который из них получает результат. Поймите для начала хоть это, и уже будет неплохо.

Свои знания могу оценить примерно на 2−3-й курс университета, но с пробелами, так как изучал несистематически. Для меня трудная штука — термодинамика. Там слишком много всяких связей между всем. Особенно когда дело движется к нормальной физике и термодинамическим функциям, которые придумали для облегчения расчетов. С последними я так и не справился за ненадобностью.

Учебники — это боль. Единственное, что там более-менее понятно, — это механика. Почти все остальное — набор несвязных формул, без слова о фундаментальных законах. Особенно это касается электродинамики. А, как я говорил выше, формулы — только следствия законов, поэтому школьный подход в корне неверен. Запомнить формулы можно, просто решая множество задач. Тогда знания будут прочнее и нескоро забудутся, если вообще забудутся. Чтобы что-то запомнить, это надо понять, обдумать, а лучше всего — самому к этому прийти.


Рецепт от Евгения, чтобы запомнить формулу:

1) узнать ее (не только заучить формулу, но и понять, что означает в ней каждая переменная;
2) прочитать ее вывод из основных законов (посмотреть, каким образом эта формула была выведена, из чего она последовала);
3) повторить вывод, а лучше несколько раз;
4) решать задачи на применение этой формулы.

«В принципе, можно обойтись только пунктом 4, но это если вы себя не уважаете или вам прямо нужна именно эта формула и как можно скорее, а на физику пофиг», — шутит Евгений.


— Знать все предметы на настоящую, а не «нарисованную» десятку… нереально. Или очень тяжело. Просто я под знанием на десять понимаю знание не только основ — фундаментальных принципов — предмета, но и знания наработанной в нем базы (в физике — формул, в литературе — произведений). Но зачастую в школе десять — это знания из учебника, а он весьма поверхностен, так что как бы можно. Но всем, кто хочет хорошо разбираться в своей области, рекомендую концентрировать усилия. Это не значит, что нужно совсем забивать на остальное. Это значит, что не стоит лезть слишком глубоко, особенно если у этих знаний нет практической пользы.

Николь Кулага: «В заучивании правил нет смысла»

Фото из личного архива

Выпускница Лицея БГУ. Призер трех республиканских олимпиад по белорусскому языку: в 9-м и 11-м классе — дипломы III степени, в 10-м — II.

— Мне кажется, что нужно много знать и правильно использовать эти знания. Думать — в том плане, как применить информацию, чтобы ее правильно восприняли. Это касается конкретно олимпиады по языку в таких конкурсах, как отзыв и устное высказывание.

В языке сначала нужно овладеть орфографией и пунктуацией — и это уже 40% успеха. В остальном олимпиада требует больше творчества, но школьной базовой программы вполне хватает, чтобы чувствовать себя уверенно.

В заучивании правил нет абсолютно никакого смысла. С ними нужно разобраться, понять, дойти логически и научиться применять. Заучивать нужно только цитаты, которые наполняют устное высказывание и отзыв (письменный анализ литературного произведения. — Прим. TUT.BY). Мне всегда трудно давалось это запоминание. Я их не заучивала, но постоянно перечитывала — и некоторые откладывались в голове. Еще я писала билеты с именами авторов, вытягивала и пыталась рассказать как можно больше.

Правила я никогда не учила, а просто пыталась разобраться в них, понять логику: почему так, а не по-другому? Дойти собственным умом до правила всегда полезнее и легче, чем заучить. А вот исключения совершенно нелогичны.


Три пути, чтобы запомнить исключения в правиле, от Николь:

1. Самый банальный — все же заучивать.

2. Творческий: располагать слова в таком порядке, чтобы они рифмовались.

3. Для упорных: помогает неоднократное написание этих слов, пока они не отложатся в голове.


— В школе я работала на золотую медаль, и поэтому не могла забивать на остальные предметы. Приходилось тянуть весь школьный курс. Признаюсь, что это отнимало много времени для занятий олимпиадой, а в 11-м классе — еще и для подготовки к ЦТ. Иногда жертвовала олимпиадой, чтобы получше подготовить уроки. Сложно сказать, можно ли знать все предметы на десять. У всех разные возможности. Я всегда сначала делала то, что нужно, а потом то, что нравится.

-20%
-70%
-15%
-20%
-10%
-20%
-10%
-10%