• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  2. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  3. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  4. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  5. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  6. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  7. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  8. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  9. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  10. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  11. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  12. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  13. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  14. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  15. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  16. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  17. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  18. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  19. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  20. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  21. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  22. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  23. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  24. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  25. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  28. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  29. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  30. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие


/

Шотландия, Оркнейские острова. База Скапа-Флоу, святая святых британского королевского флота и самая защищенная гавань в мире. Ночь с 13 на 14 октября 1939 года обещала быть вполне спокойной, как и все предыдущие. Вдруг в час ночи около линкора «Ройял Оук» раздался слабый взрыв. Никто не понял, в чем дело, и через десять минут второй страшный взрыв попросту разорвал линкор пополам. 833 человека погибли за считаные минуты. Рейд немецкой подлодки U-47 под командованием Гюнтера Прина закончился триумфом. 42.TUT.BY вспоминает, как это случилось.

Линкор «Ройял Оук». Фото: wikipedia.org
Линкор «Ройял Оук». Фото: wikipedia.org

Кто вы, герр Прин?

Гюнтер Прин по рождению не имел никакого отношения к военной элите. Родился он в 1908 году, когда Германская империя была еще достаточно богатой и могущественной — но даже тогда его семья едва сводила концы с концами. А потом — Первая мировая, унизительное поражение, горечь Версальского мира и чуть не обнищавшая Германия.

Беспросветную жизнь скрашивали только книги о великом мореплавателе Васко да Гама и мечты о море. С 15 лет будущий ас подводного флота зарабатывал на жизнь сам и очень скоро сумел получить место в морской школе в Финкенвадере. Уже через несколько месяцев Рин стал юнгой на корабле «Гамбург». Карьера молодого человека быстро пошла вверх: отличная учеба, офицерское звание, капитанский диплом.

И быть бы Прину небедным капитаном торгового флота Веймарской Германии, но 1929 год и Великая депрессия внесли коррективы. Как и тысячи немецких моряков, Прин лишился работы — и квалифицированному морскому офицеру пришлось за еду работать землекопом на осушении болот.

Но вскоре отступил экономический кризис, закончилась Веймарская Германия, начался Третий рейх и с ним — возрождение немецких военно-морских сил. И Прин снова начал карьеру — на сей раз военную, на субмаринах. Начав учиться подводному плаванию в 1933 году, пятью годами позже он стал уже командиром лодки U-47 — и как раз успел ко Второй мировой.

Уже в первые месяцы войны немецкие подлодки наводнили Атлантику и топили торговые корабли, идущие в Великобританию. Сам Прин был среди лучших асов кригсмарине (нем. Kriegsmarine — военно-морской флот. — Прим. ред.) , первый французский пароход он пустил на дно на пятый день войны, за ним последовали два британских судна, а дальше счет побед начал расти как на дрожжах. За первые пять месяцев войны на счету экипажа U-47 было 66 тысяч тонн потопленного тоннажа.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Успехи Прина привлекли к подводнику пристальное внимание командующего подводными силами рейха коммодора Карла Деница. Офицера вызвали в штаб и изложили практически невыполнимое задание: проникнуть на главную базу британского флота в Скапа-Флоу.

Неприступная гавань

Вряд ли Дениц действительно верил в то, что даже при полном успехе операции Прин сможет принести англичанам какой-то реальный серьезный вред. Одинокая подлодка была не «оружием Судного дня», и ее максимумом стал бы удачный выпуск нескольких торпед. Однако пропагандистское значение такой акции могло стать серьезным: Скапа-Флоу была неприступной крепостью, даже во время Первой мировой войны, когда гавань была укреплена слабее, немецкие подводные асы так и не смогли пробраться внутрь.

А еще эта гавань была свидетельницей немецкого позора: именно в ней за 20 лет до того самозатопился взятый в плен германский Флот открытого моря. Таким образом, прорыв в «святая святых» английского флота мог оказать огромное влияние, развеяв миф о неприступности главной гавани британского флота. Всего перечисленного хватило, чтобы Дениц согласился рискнуть одной субмариной.

А риск был и вправду велик. Подходы к Скапа-Флоу перекрывались сетями, минами, затопленными судами-блокшивами, их стерегли сторожевые корабли флота. Кроме людей постаралась и природа: сильные течения в районе Скапа-Флоу имели скорость выше подводной скорости субмарин, и была большая опасность, что лодку просто снесет, не дав приплыть в место назначения. Словом, шансов на удачный исход и возвращение почти не было.

Тем не менее еще в сентябре подлодке U-14 удалось незамеченной провести разведку в районе гавани, и командир сделал однозначный вывод: проникновение в бухту теоретически возможно. Пролив Хокса-зунд, через который лежал прямой путь в Скапа-Флоу, был перекрыт лишь тремя затопленными судами, и в этом районе оставался крохотный проход менее чем в 20 метров шириной и 7 метров глубиной. Для его прохождения требовалась по-настоящему ювелирная точность, но во время прилива попробовать стоило.

Временем операции выбрали ночь с 13 на 14 октября: Луна в минимальной фазе, прилив в самое темное время суток — почти идеально с точки зрения незаметности. Самолет-разведчик полетал над Скапа-Флоу и обнаружил там огромное количество потенциальных жертв: авианосец, пять тяжелых кораблей и 10 крейсеров. Правда, Прину уже не успели сообщить, что большая часть этой группировки покинула гавань уже после того, как он вышел в поход. В гавани остались лишь два крупных корабля: не самый новый, но мощный линкор «Ройял Оук» с 15-дюймовыми орудиями и безнадежно устаревший авианосец «Пегасус» с околонулевой боевой ценностью. Возможно, эта внезапная передислокация уберегла британский флот от большой беды.

Поход на Скапа-Флоу

U-47 вышла в море 8 октября 1939 года. Лодка направилась к месту назначения — о нем знал только сам Прин. 12 октября субмарина наконец приблизилась к Оркнейским островам и погрузилась: база противника была близка и скрытность решала все. Тем не менее по дороге несколько раз пришлось всплывать: навигационные приборы не позволяли на глубине нормально определить расположение лодки. 13 октября капитан наконец сообщил экипажу, куда и зачем они идут.

Оставалась самая тяжелая часть операции. U-47 на малой глубине пошла во внутренний рейд Скапа-Флоу, при этом едва не проскочив мимо цели. Вечером Прин наконец увидел последнюю преграду перед входом в гавань — затопленные суда. Обойти их, учитывая силу течения, было страшно тяжело, но экипаж справился. Едва не разбившись о корпус одного из судов, чудом не сев на мель, U-47 прорвалась в Скапа-Флоу. Было около полуночи. База британского флота лежала прямо перед Прином — но самого британского флота там практически не было.

Только через час капитан смог обнаружить два больших корабля, оставшихся на рейде — «Ройял Оук» и дряхлый «Пегасус» (который он принял за линейный крейсер «Рипалс»). Атаковать было решено обоих. Две торпеды устремились к линкору, одна — к авианосцу. В итоге две из трех прошли мимо, и только одна взорвалась в носу «Ройял Оака». Казалось бы, конец охоте, сейчас лодку обнаружат…

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Но нет. Англичане до такой степени не могли поверить в то, что в их главной гавани что-то делает враг, что даже не подумали, что взрыв могла вызвать торпеда. В конце концов, это могла быть бомба с самолета. Или вообще внутренний взрыв на самом линкоре. Словом, никаких действий по поиску субмарины никто не начал — на «Ройял Оуке» просто отправили к месту взрыва пожарные команды с приказом тушить. Повреждения, кстати, были некритичными, их устранили быстро и отправились спать. Тем самым дав Прину бесценный второй шанс.

Увидев, что ни один из атакованных кораблей и не думает тонуть, капитан проявил величайшую наглость. А именно отдал приказ на вторую атаку. Около 1:16 ночи лодка приготовилась нанести второй удар. На сей раз не распылялись: весь залп из трех торпед предназначался одному несчастному линкору. На сей раз мимо не прошла ни одна: три взрыва слились в один, и борт корабля вспороло, как консервным ножом. Внутрь гиганта устремилась вода, рядом с которой бушевал огонь. Пламя вскоре добралось до погребов с боезапасом — и тот сдетонировал.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Взрыв окончательно добил линкор — несмотря на то, что «Ройял Оук» стоял меньше чем в километре от берега, спасти удалось менее чем треть экипажа. 832 моряка, офицера и один контр-адмирал Генри Бэлгроув, командир Второй бригады линкоров, погибли в считаные минуты. Спохватившись, наконец снялись с якорей британские эсминцы: началась охота на Прина.

Охота столь же хаотичная, сколь и безрезультатная: пока «Ройял Оук» быстро тонул, а остальные корабли шарили прожекторами по воде внутреннего рейда и наугад бросали глубинные бомбы, U-47 спокойно развернулась и ушла на дизелях. На обратном пути предстояла борьба с сильным течением, и лодку вновь едва не раздавило о затопленное судно, но грамотная работа рулей и механизмов вновь уберегла от смерти. Пройдя узкие места, U-47 ушла домой и 17 октября прибыла в немецкий порт Вильгельмсхафен.

А что потом?

Возвращение U-47 на базу. Фото: wikipedia.org
Возвращение U-47 на базу. Фото: wikipedia.org

Как и следовало ожидать, поход Прина стал сенсацией, за одну ночь он из удачливого подводника стал национальным героем Третьего рейха. Весь экипаж лодки получил Железные кресты, а сам Прин — Рыцарскую степень этой награды, став первым подводником, удостоенным ее. Звание контр-адмирала получил и коммодор Дениц — можно сказать, что с рейда Прина началась его блестящая карьера, которая вознесла морского офицера до поста главнокомандующего войсками Германии и преемника Гитлера (и до девяти лет тюрьмы после войны).

А что англичане? Потеря линкора в главной гавани, конечно, стала позором. Лишился поста комендант Оркнейских островов, на время флот вообще перестал базироваться в Скапа-Флоу, уйдя на другие стоянки. Вместо затопленных судов построили подводные каменные «барьеры Черчилля», и гавань вновь стала неприступной. Рейд Прина, при всей его потрясающей эффектности, остался одиноким успехом: никто из лучших немецких подводников так и не сумел повторить его.

Эмблема с изображением быка появилась на рубке U-47 после рейда на Скапа-Флоу. Фото: wikipedia.org
Эмблема с изображением быка появилась на рубке U-47 после рейда на Скапа-Флоу. Фото: wikipedia.org

А сам «ас номер один» подводного флота Гюнтер Прин, получивший после своего похода прозвище «Бык Скапа-Флоу», вернулся к тому, чем занимался до этого: продолжил топить торговые суда, подвозившие снаряжение в Великобританию. К началу 1941 года он имел уже баснословный боевой счет в 245 тысяч тонн потопленного тоннажа. Но «счастливые времена», когда немецкие подводники топили суда почти безнаказанно, уже кончались. Моряки антигитлеровской коалиции учились противостоять асам кригсмарине, и те начали гибнуть.

Такая участь не минула и Прина. Однажды, в марте 1941 года, лодка U-47 просто не вернулась на базу. Что конкретно с ней произошло, как погиб экипаж и его командир, никто так и не узнал. Есть версия, что лодку обнаружил и утопил эсминец «Волверин», но она не подтверждена на 100% — что, впрочем, маловажно. Гибель первого кавалера Рыцарского креста почти неоспорима, другой судьбы у не вернувшихся на базу подводников и быть не могло.

-30%
-22%
-40%
-50%
-20%
-43%
-25%
-10%
-20%
-70%
-70%
0072641