97 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  2. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  3. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей
  4. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  5. БФСС рассказал, почему МОК может запретить белорусским спортсменам выступать под госфлагом
  6. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  7. Заморозка цен, когда ждать третью волну COVID-19, письма из СИЗО и фото из 137 стран — все за вчера
  8. «Оставила их, а они уже грустят, вздыхают». О чем из СИЗО пишет Катерина Борисевич
  9. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  10. В Беларуси признали экстремистским телеграм-канал NEXTA-Live. Авторы поменяли название, а суд снова запретил
  11. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  12. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  13. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  14. «Гнездования» не случилось. Что будет весной с ценами на квартиры в Минске
  15. Нацбанк ввел изменения для желающих открыть счета за границей, купить недвижимость или ценные бумаги
  16. До 25 лет лишения свободы. Начался суд над водителем, который прокатил на капоте гаишника
  17. «У моей дочери нет мимики. Она не может закрыть рот». История матери, чья дочь живет с миопатией
  18. По ценам на 62 товара и 50 медпрепаратов ввели жесткие ограничения
  19. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  20. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  21. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  22. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  23. Врачи назвали самые типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не допускаете ли их вы
  24. В Гомеле снова осудили водителя, который пьяным насмерть сбил детей, отсидел, выпил — и снова насмерть сбил
  25. «Меры жесткие». В МАРТ прокомментировали введенные ограничения по торговле
  26. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  27. Министр здравоохранения: вероятно, третья волна COVID-19 будет менее интенсивной
  28. Освежеванные трупы собак двое суток лежали на виду у всех на льду в Шклове. Местные вызвали милицию
  29. Семь ИТ-компаний из Беларуси попали в список ста лучших аутсорсеров мира
  30. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети


/

31-летний Николай живет в Могилеве. По образованию он слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники и, как дополнение, тракторист, но по профессии никогда не работал. Как он сам говорит, «максимум, что умею, это поменять колесо и свечи, и то если легко открутится». Примерно пять лет назад Николай решил научиться делать игры — самостоятельно, без курсов или специализированного обучения. И вот неделю назад на Steam вышла его игра — психологический триллер «История Генри Бишопа», которую он делал в одиночку три года. 42.TUT.BY поговорил с ним о том, как научиться создавать игры самостоятельно.

Кадр из игры "История Генри Бишопа". Источник: The Story of Henry Bishop / Steam
Кадр из игры «История Генри Бишопа». Источник: The Story of Henry Bishop / Steam

В школе Николай не был отличником: по его словам, учеба не слишком его интересовала. Подростком он пропадал в компьютерных клубах, где играл в Warcraft, CS и прочее. Поэтому в 17 лет, выпустившись из школы, Николай решил поступить в агролесотехнический колледж имени Орловского.

Фото из личного архива Николая
Фото из личного архива Николая

— Аттестат у меня был неважный, тройки по основным предметам. Я начал искать, куда поступить, и наткнулся на училище в Буйничах (это недалеко от Могилева), — говорит Николай. — Мне понравилось, что там обучение длится год и при этом бесплатно учат водить трактор и выдают водительские права.

После училища было два варианта на распределении: или ехать в деревню, или отрабатывать в мехдворе этого училища. Мне повезло — меня взяли на мехдвор на все время отработки.

Потом я услышал, что на «Белоруснефть» набирают операторов. Но, думаю, они запустили эту рекламу просто так, потому что в операторы «со стороны» не берут. Так что сначала меня устроили на автомойку, спустя два года — на стройку заправки, и только потом я перевелся на оператора.

По тем временам зарплата была хорошей, примерно 500 долларов. Но потом начался кризис, ночные смены убрали, и зарплаты упали. Когда я уходил, она была где-то 270 долларов.

Еще на заправке Николай стал задумываться над тем, чтобы работать на себя. Сначала думал податься в бизнес, но скоро понял, что это не принесет ему удовольствия. А вот игры он любил с детства.

— Я начал искать в интернете, как делать компьютерные игры, и прочел, что сейчас благодаря движкам можно работать даже маленькими командами, по два человека. Или вообще одному, — продолжает Николай. — Я выбрал движок Unity, потому что по нему было много материалов для самообучения, даже видеоуроки на YouTube. Начал с того, что купил книгу по программированию и брал на ночные смены на заправке ноутбук (хотя это было запрещено), чтобы выполнять задания. Но все равно многое было непонятно, а у книги пояснений не получишь. Поэтому я нашел на сайте для репетиторов белорусского программиста, заплатил ему долларов сто и взял у него 5−6 уроков по паре часов. Он мне все базово объяснил, но что-то все равно я понял только со временем. Чем больше программируешь, тем больше начинаешь понимать.

Николай также признается, что в то время он совмещал и учебу, и уход за маленьким ребенком.

— Так как я сидел по ночам за компом, то был «дежурным», когда у сына резались зубки. Иногда думаешь: «Ну, сейчас сяду, попрограммирую». А в итоге пять минут поработаешь — и до утра укачиваешь.

Что такое «История Генри Бишопа» и как в нее играть

На протяжении трех последних лет Николай делал свою игру — инди-хоррор «История Генри Бишопа».

— Почему этот жанр? Я просто люблю страшилки, даже в кино хожу на ужасы, — смеется он.

Вообще, первой игрой Николая была простенькая Diego runner.

— Я выпустил ее пять лет назад, с одним уровнем, сделал соревновательной. Художник ее не закончил, забросил, так что доделал как мог. Я и сам, кстати, 9 классов проучился в художественной школе, так что вкус по дизайну немного развит, — поясняет Николай. — После этого был хоррор Awakening (Story of Elizabeth) — эта игра есть на Google Play и App Store, причем есть бесплатная (короткая) и платная (полная) версии.

Я делал эту игру параллельно с «Генри Бишопом», а потом поручил доработать своему другу Никите. Две локации в ней сделал сам, игра хорошо зашла, и люди требовали продолжения. Так что Никита под моим руководством сделал еще две локации, и мы ее переиздали.

Источник: The Story of Henry Bishop / Steam
Источник: The Story of Henry Bishop / Steam

Сюжет «Истории Генри Бишопа» разворачивается в США 70-х годов (здесь сыграла роль любовь Николая к Стивену Кингу): пытаясь продать старинный особняк Нельсонов, который пустует уже много лет, Генри Бишоп оказывается втянутым в череду загадочных событий. Много лет назад в этом доме бесследно исчезла семья из пяти человек (хозяйка, хозяин, служанка и двое детей).

Так как дом расположен в провинциальном городке на другом конце штата, герой добирается до него только поздним вечером. А ему еще предстоит осмотреть дом, чтобы оценить его продажное состояние, ведь завтра утром прилетает странный клиент, и нужно все подготовить к продаже. Но в итоге Генри Бишопу придется столкнуться с потусторонним миром.

Это игра от первого лица, где нужно решать загадки, осматривать дом, прятаться или сражаться с монстрами. Причем скримеров в ней немного, упор идет на атмосферу.

Если вы хотите узнать концовку игры, нажмите сюда

На самом деле таинственный покупатель заманил в этот дом Генри Бишопа для мистического ритуала. Он потерял в детстве сестру и хочет вселить ее душу в подходящее тело, достаточно сильное, чтобы вынести все испытания.

Очутившись в потустороннем мире, Генри Бишоп встречает дух этой девочки и должен сделать выбор. Если он уничтожит («убьет») ее, то вернется в наш мир и погибнет от рук ее брата. Если заберет с собой, то девочка вселится в его тело, а личность самого Генри исчезнет.

— Да, сейчас у игры две концовки, — поясняет Николай. — Я хотел сделать еще третью, но не успел, потому что заболел и попал в больницу на месяц. Я и так дважды переносил дату релиза в Steam, так что решил, что лучше выпустить сейчас, а потом добавить обновление с третьим вариантом финала.

В качестве разработчика указан Blazes Games. Это сайт, который Николай создал со своим учеником, а впоследствии и другом, жителем Санкт-Петербурга Никитой.

— Он предложил сделать простенький сайт, чтобы оценить спрос на инди-игры. Вдруг кто захочет заказать себе проект. Но пока в основном заказы идут на сетевые игры, а для них нужна настоящая команда. Если предложат интересный, но не слишком сложный проект, то сделаем, — говорит Николай. — Сайт ориентирован в основном на российский рынок, но на Западе спрос больше — из-за разницы в размере оплаты труда программистов в той же Америке и Беларуси.

«Отдам половину заработанного детям»

Источник: The Story of Henry Bishop / Steam
Источник: The Story of Henry Bishop / Steam

По словам Николая, чтобы попасть сейчас в Steam, нужно сто долларов. Пока игра «новая», сервис предлагает ее игрокам на основании их интересов. Но здесь важно качество проекта.

— Если игра не очень, то ее будут показывать реже. Например, в первый день на мою игру перешло 50 тысяч человек. А мой знакомый выпустил простенькую игру с 2D-машинками, и у него за первый день было только 10 тысяч, — рассказывает Николай. — Отзывы пока хорошие. Игру скачало 1200 человек, но сейчас уже интерес пошел на спад. Тут еще есть такой момент: многие добавляют игры в свой список желаемых покупок, чтобы приобрести, когда будет распродажа. Через месяц на Steam будет большая рождественская распродажа, и я тоже думаю сделать скидку. Вообще, спрос надо анализировать по первому полугодию, за пару дней еще ничего не понятно.

Но пока больше всего покупок было из Китая. Я как раз сделал субтитры на китайском, как знал. Причем это был самый дорогой перевод — 130 или 150 долларов, тогда как другие тексты — по 50. На русском и английском озвучил мой знакомый, за недорого. Да, я все оплатил из своих денег. Я сейчас работаю техником, чиню игровые автоматы, и откладывал с зарплаты.

Источник: The Story of Henry Bishop / Steam
Источник: The Story of Henry Bishop / Steam

С самого начала Николай планировал половину заработанного на игре отдать фондам, помогающим детям с различными заболеваниям, а оставшееся пустить на новый проект.

— У меня не было цели заработать — я хотел научиться делать игры. У меня вначале даже не было бюджета, — поясняет он. — В игре я использовал много моделей из магазина Unity Asset Store, которые затем «дизайнил» по-своему: это обычная практика для инди-разработчиков, так как если создавать с нуля нормального персонажа с анимацией, то на него уйдет несколько недель непрерывной работы. А еще здания, дизайн уровней, звук и прочее.

Так как денег у меня особо не было, то я писал владельцам моделей письма на английском, где пояснял, что отдам половину заработанного детям, и просил промокод для бесплатного пакета моделей. И много кто помог, что позволило очень сильно улучшить дизайн игры.

Конечно, я сдержу свое обещание. Деньги — это ветер, а вот поступки — это надолго.

Следующую игру Николай хочет делать вместе со своим другом Никитой — сброситься деньгами, приобрести модели и сделать игру о постапокалиптическом мире.

— Пока сюжет сыроват, есть только наброски. Но мы хотим сделать более качественную игру, чем «История Генри Бишопа», поднять планку.

-15%
-10%
-50%
-70%
-70%
-10%
-15%
-7%