• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Приватизировали, отобрали, продали, национализировали. Чем известно предприятие, на котором ждут Лукашенко
  2. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  3. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  4. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  5. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  6. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  7. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  8. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  9. «Не хотел бы, чтобы здесь рос лес». Как фотограф променял Минск на Крево, в котором живет меньше 500 человек
  10. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  11. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  12. Лукашенко: Ни один мой ребенок президентом в Беларуси не будет после меня
  13. «В могиле был похоронен еще один человек». Белорус нашел захоронения соотечественников в Чехии и Словакии
  14. Можно ли носить одежду БЧБ и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  15. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  16. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  17. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  18. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  19. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  20. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  21. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  22. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  23. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  24. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  25. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  26. Минское «Динамо» обыграло в гостях рижских одноклубников
  27. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  28. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  29. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  30. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси


/

Фраза, что какое-либо вооружение «не имеет аналогов в мире», уже стало клише и порой означает лишь то, что автору было лень искать те самые аналоги. Однако конвертоплана Osprey, впервые поднявшегося в воздух 31 год назад, это не касается: он действительно один такой в мире и стоит только на вооружении Корпуса морской пехоты США. 42.TUT.BY рассказывает его историю и разбирается, действительно ли он уникален и почему получил кличку «летающий позор».

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Исламская революция как двигатель прогресса

На протяжении своего существования самолеты и вертолеты выполняли разные функции и имели абсолютно разные преимущества. У самолетов — скорость и грузоподъемность, у вертолетов — возможность сесть на любой клочок земли и зависнуть в воздухе. А вот совместить это не получалось. Летательный аппарат, который мог бы со скоростью самолета добраться до нужного места, а потом приземлиться, не используя взлетно-посадочных полос, долгое время оставался нереализованным.

Технически сделать что-либо подобное было не очень сложно — достаточно установить двигатели на крылья, как у поршневых самолетов. После чего в зависимости от конструкции сделать так, чтобы либо двигатель, либо все крыло вместе с ним могло поворачиваться, фиксируясь в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В этом случае один и тот же двигатель мог в зависимости от необходимости создавать подъемную силу и обеспечивать движение вперед.

Однако на то, что мы описали в одном абзаце, в реальности ушли десятки лет. И в США, и в СССР конструкторы раз за разом пытались выдать надежный и работающий механизм, и раз за разом результат не устраивал авторов — все заканчивалось единичными прототипами. Сложные проекты, возможно, были и вовсе оставлены — не всем нужен «самолетовертолет», так как большинство боевых задач прекрасно выполнялись или самолетами, или вертолетами. Но тут в 1979 году в Иране случилась Исламская революция, и 52 американца оказались заложниками в Тегеране.

Фото: FARS
Фото: FARS

Тогда американский спецназ должен был быстро добраться до столицы Ирана, освободить попавших в беду соотечественников, вывести их из города и улететь. Так как существующие вертолеты не имели нужной дальности полета и грузоподъемности, то военные задействовали еще и самолеты.

Для доставки в Тегеран всего необходимого решили использовать транспортники С-130 «Геркулес». Для них требовался аэродром, поэтому высаживаться планировалось на заброшенной авиабазе. План был рискованный, и в итоге операция с треском провалилась, привела к столкновению самолета и вертолета, гибели восьми военных и международному скандалу. Заложников тоже, разумеется, не освободили.

Но будь у американцев подходящее летающее транспортное средство, которое совмещало бы большую дальность, грузоподъемность и вертикальный взлет-посадку, вопросов с захватом взлетно-посадочной полосы не возникло бы, и все могло закончиться иначе.

«Золотой» конвертоплан

В США это поняли, и с тех пор денег на конвертопланы не жалели. Уже в 1981 году в США начали программу JVX, которая имела целью создание конвертоплана будущего — им в итоге и стал Bell-22 Osprey.

Роль компании, которая создаст инновационную машину, в то время мог выполнить почти любой из американских авиагигантов — Bell, Lockheed, Boeing или даже иностранная фирма — французская Aerospatiale или английская Westland. В итоге к 1985 году определилась победа Bell при поддержке «Боинга». Компании поделили обязанности и выиграли тендер вместе.

Уже на раннем этапе стало ясно, что стоимость программы будет астрономической. Два с половиной миллиарда долларов только на НИОКР, а потом еще закупка 913 машин, что удорожало проект до 35,6 миллиарда. Сравнимо с затратами на печально известный эсминец Zumwalt. Правда, конвертопланов собирались произвести не три, как «Замволтов», а почти тысячу.

В 1986 году проектирование закончили, за основу был взят экспериментальный Bell XV-15, который в 1977 г. показал неплохие результаты, но до серии не дошел. От идеи поворотного крыла отказались, теперь поворачивались только гондолы с моторами.

Фото: wikipedia.org
Двигатель V-22 Osprey крупным планом. Фото: wikipedia.org

К 1988 году первый прототип V-22 наконец построили. Прошел почти год, прежде чем он в первый раз взлетел — это произошло как раз 31 год назад, 19 марта 1989 года.

Однако первый, а затем и второй экземпляр конвертоплана разбился. Примерно в то время армия США решила, что такое дорогое и сомнительное удовольствие, как конвертоплан, ей особо и не нужно. Единственным заказчиком «Оспреев» остались морпехи, но количество заказанных V-22 было уменьшено сначала до 657, а затем до 458.

Поскольку теперь «Оспреям» предстояло действовать в составе сил Корпуса морской пехоты, испытания предстояли соответствующие. Третий и четвертый прототип конвертоплана (они стали первыми, которые не разбились) взлетали уже не с суши, а с палубы десантного корабля (по сути, «недоавианосца») Wasp. Тесты прошли довольно успешно.

Знания, добытые кровью

Но расслабляться было рано. Проблема оказалась в так называемом вихревом кольце — при неспешном движении вперед спускающийся вертолет лопастями двигателей попадает в созданный ими же вихревой поток. Из-за этого подъемная сила винта резко падает — часто этого достаточно, чтобы потерять управление и рухнуть.

Но у конвертоплана, в отличие от вертолета, два винта, а не один. И если в «вихревое кольцо» попадает один винт, а второй продолжит работать, то машину может просто перевернуть.

В целом неотработанная конструкция не отличалась надежностью, так что потерпеть катастрофу можно было и без всякого «вихревого кольца». 20 июля 1992 года во время испытаний над рекой Потомак в США у «Оспрея» вышел из строя один из двигателей. Теоретически машина могла дотянуть до безопасного места и на одном движке. Практически она рухнула в реку, утонула и унесла жизни семи (по другой информации, 11) членов экипажа.

Семь погибших за раз — это было слишком. Все летные испытания заморозили до августа следующего года. Однако несмотря на то, что в проект перестали верить многие, в том числе и в верхах США, «Оспрей» продолжил тесты. В 1997 году начали летать уже предсерийные прототипы, и казалось, время катастроф прошло.

Но нет. 8 апреля 2000 года две V-22 в Мароне, штат Аризона, отрабатывали эвакуацию людей в темное время суток, двигаясь в строю. Чтобы ненароком не столкнуться с ведущей машиной, ведомый конвертоплан в один момент резко сбросил скорость — оба «Оспрея» в этот момент снижались. И тут в полном соответствии с известными эффектами «вихревого кольца» подъемная сила правого винта резко упала, а левая осталась неизменной. Машину на высоте 75 метров перевернуло рывком, и она рухнула на землю винтами вниз.

Источник: topwar.ru
Источник: topwar.ru

В тот раз погибло 19 морпехов. Катастрофа была ужасающей, но снова не привела к закрытию проекта — и в декабре 2000 года разбился очередной V-22, погибло четверо. Однако со временем эффект «вихревого кольца» был тщательно изучен, и для конвертопланов было поставлено жесткое ограничение по скорости спуска — не больше 240 метров в минуту (уничтоженный в апреле «Оспрей» снижался почти втрое быстрее).

Итак, только на этапе испытаний конвертоплан унес жизни не менее чем 30 человек. А тесты еще не закончились.

Только к 2005 году машину удалось довести до ума. Наконец, в 2008 году был заключен контракт на поставку в Корпус морской пехоты 167 конвертопланов. Это было намного меньше, чем даже ужатый до 458 машин первоначальный контракт — к слову, и сегодня произведено только около 350 машин, считая предсерийные.

Уже поступив на вооружение, конвертоплан терпел крушение несколько раз, только до 2015 года произошло семь аварий, в которых погибли восемь человек и несколько десятков получили ранения. Тем не менее судьба «Замволта», бомбардировщика B-2 Spirit и других дорогих и не слишком нужных проектов «Оспрей» не постигла.

«И все-таки она вертится»

Титаническими усилиями и большой кровью (а еще деньгами — по некоторым сведениям, изначальная смета была намного превышена и на конвертопланы потратили около 50 миллиардов долларов) «Оспрей» удалось довести до ума. На вооружении КМП оказались сотни таких машин, и в целом нельзя сказать, что разработчики не сумели добиться желаемого. Сегодня V-22 — единственная винтокрылая машина в мире с огромной дальностью полета и отличной грузоподъемностью.

Причем ее после многих лет неудач даже сумели сделать довольно надежной и безопасной. Хотя еще в 2007 году американский Time назвал V-22 Flying Shame («летающий позор»).

Сегодня имеющиеся «Оспреи» вполне устраивают морпехов и спецназовцев (для последних сделали даже особую модификацию с увеличенной дальностью полета). Возить на этих машинах грузы на сотни километров действительно удобно.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

В отличие от вертолетов, конвертопланы так и не реализовались в ударных модификациях: нужды в этом нет. Мощные ракеты, многоствольные пушки — все это не про «Оспреи», самым сильным вооружением которых остается 12,7-миллиметровый пулемет.

О стоимости машин до сих пор спорят, но соглашаются, что она огромна. «Оспрей» стоит вполне сравнимо с истребителем пятого поколения — от 60−70 до 110−120 миллионов долларов за штуку по разным источникам. Впрочем, возможно, уникальность этого не имеющего аналогов транспортного средства себя окупает. Но шансов, что кто-то пойдет по пути Соединенных Штатов и тоже обзаведется конвертопланами, не очень много.

-20%
-20%
-40%
-8%
0072641