Министерство обороны Индии опубликовало заявление о том, что может отменить крупнейший тендер на покупку средних многоцелевых боевых самолетов (MMARC) и переориентироваться на разработку собственного легкого истребителя Tejas. Об этом пишет издание Military Watch.

Фото: nationalinterest.org
Фото: nationalinterest.org

Начальник штаба сухопутных войск Индии генерал Бипин Раваат заявил, что ВВС страны собираются перейти на Tejas, что потребует «всего» шесть миллиардов долларов, тогда как реализация программы MMARC требовала не менее 15 миллиардов.

За контракт на поставку в индийскую авиацию 114 самолетов боролись американские, европейские и российские компании. Изначально требования включали непременно однодвигательный самолет — то есть подходили только шведский Gripen E и американский F-21. Однако потом ограничение сняли, и стали рассматриваться такие варианты, как F-18E из США, Eurofighter и Rafale из Европы и МиГ-35 из России, а также более тяжелые российский Су-35 и американский F-15EX.

Возможной причиной отмены программы MMRCA называют падение экономики из-за пандемии COVID-19. Это плохая новость в первую очередь для западных производителей, которые рассчитывали проникнуть на индийский рынок боевой авиации. Россия же успела продать некоторое количество своих самолетов еще в начале века, и даже после развала соглашения может подписывать новые контракты на поставку отдельных партий истребителей.

Так, помимо текущих заказов на МиГ-29 и Су-30МКИ Индия проявляет интерес к учебно-боевым Як-130 и самолету поколения 4++ МиГ-35. В особенности Дели заинтересован в последней модели, так как 35-й существенно дешевле в обслуживании и ремонте, чем самолеты ОКБ Сухого, и при этом он достаточно совершенен. А вот тяжелый Су-35 с развалом MMRCA теряет шансы на продажу в Индию, возможна передача, скорее, его подсистем, чтобы интегрировать их в имеющиеся Су-30МКИ.

Что касается Tejas, то его боевые возможности сопоставимы со шведским Gripen E, также он более дешевый, чем даже американский F-16 и F-21, не говоря уже о двухдвигательных самолетах. Некоторым утешением для западных и российских производителей, теряющих возможность крупнейшего экспортного заказа, является вероятное участие в программе Tejas.

Тендер MMRCA был объявлен еще в конце прошлого века и оказался долгостроем: спустя 20 лет победитель так и не выбран. Это крупнейшая в мире сделка с участием такого количества предложений — в основном массовые закупки самолетов (сделанные в свое время Японией, Сингапуром, Саудовской Аравией и Южной Кореей) не предполагали особого конкурса — закупались или сразу самолеты производства США, или в конкурсе принимали чисто символическое участие некоторые европейские образцы.

-10%
-11%
-25%
-20%
-10%
-10%
-10%