Поддержать TUT.BY
70 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Макей о «лагерях для острокопытных»: Не верю фейковым новостям, которые исходят из уст оппонентов власти
  2. Какую квартиру не надо покупать, если вы хотите продать ее через 10 лет. Вот 5 главных пунктов
  3. Гонорар — семь рублей. Плюсы и минусы персональной энциклопедии о Короткевиче
  4. Глава МИД: Некоторые послы стран ЕС размещают у себя посты конкретной антигосударственной направленности
  5. «Внезапно возникший предварительный сговор». Прокурор потребовала семь лет колонии за захват грузовика на протестах
  6. Опознана одна из девушек, которая часто появляется в окружении Лукашенко. Она тоже срезала ленточки во дворах
  7. «90% не смогут работать». Рестораторы заявили о проекте Совмина, который ограничит работу общепита
  8. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти
  9. Подорожают многие продукты и лекарства, обновят базу тунеядцев, повысят пенсии. Изменения февраля
  10. Громко хлопают в ладоши. Как белорусов судят по «политической» 342-й статье
  11. Министр по чрезвычайным ситуациям Ващенко освобожден от должности
  12. «Сложно найти девушку, не все хотят тут жить». Как айтишник переехал в 120-летний дом на хуторе
  13. Лукашенко обратился к Навальному и назвал главное отличие белорусских событий от российских
  14. Лукашенко говорит о боевиках и взрывах, а Новая Боровая — о тайне зеленых человечков. Что происходит в Беларуси
  15. Лукашенко про политзаключенных и амнистию: Если не хочешь сидеть в тюрьме — отдай последнее, если у тебя есть
  16. «Не подпишешь — премии не увидишь». Письмо профсоюзов по санкциям подписали больше 110 тысяч человек
  17. Люди в красно-зеленом клеили госфлаги на окна в Новой Боровой. Кто это мог быть и все ли по закону?
  18. Geely GS оказался дешевле, но крупнее Coolray. Первый тест-драйв новинки от «БЕЛДЖИ»
  19. Журналистов не пустили на суд экс-директора отделения Белгазпромбанка в Могилеве — «ради безопасности»
  20. В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии
  21. Доллар заметно подорожал на торгах 28 января. Обменники отреагировали повышением курсов
  22. «Понял, что поменял шило на мыло». Три уехавших врача рассказывают, как изменилась их жизнь после выборов
  23. Идет ли на спад вторая волна COVID-19: о чем говорят данные Минздрава и врачи
  24. В Беларуси больше не будут производить Geely Emgrand 7 и Emgrand X7
  25. Новые поправки в УК, УПК, а также в трудовое и избирательное законодательство внесут в течение двух месяцев
  26. Прививка от коронавируса в Беларуси: ответы на простые вопросы
  27. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  28. «Насилие было с обеих сторон: курсанту прилетел кирпич в лицо». Бывший пограничник — о службе
  29. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира из-за неприятного запаха
  30. Как семья из маленькой деревни спасла 42 животных — на зарплату лесника и пособие по инвалидности


/

Минчанин Василий Семашко около часа дня 29 сентября сфотографировал летящий над Мачулищами самолет. Это не обычный Ил-76, который часто можно заметить над столицей и в ее окрестностях, а крайне интересный борт, судя по всему, существующий в единственном экземпляре. 42.TUT.BY рассказывает о нем.

Фото: Василий Семашко
Фото: Василий Семашко

Около 13 часов Василий Семашко опубликовал в своем Facebook снимки остроносого самолета, с виду напоминающего российские стратегические бомбардировщики Ту-22М3 или Ту-160 (однако очевидно, что это не они).

В пояснении к фото минчанин написал следующее:

«29 сентября летал около аэродрома Мачулищи редкий для Беларуси самолет — „остроносая“ „тушка“, официально именуемая Ту-134УБЛ. Эта модификация пассажирского Ту-134 с приделанным острым носом сделана в 1981 году и используется для тренировок экипажей боевых Ту-22М3 и Ту-160. В Беларуси этих самолетов на вооружении нет».

Чтобы прояснить вопрос, мы обратились к белорусским авиаспоттерам. Последние согласились помочь, и вот что мы выяснили.

Это действительно редкая модификация Ту-134, однако не УБЛ, а УБК. Если Ту-134УБЛ — очень редкий самолет, то Ту-134УБК — абсолютно уникальный, существовавший, насколько известно, в единственном экземпляре. Разработан он в 1982 году ОКБ при авиаремонтном заводе № 20 по заказу ВМФ СССР. На этом борте учат летать не просто летчиков стратегических бомбардировщиков, а только экипажи Ту-22М морской авиации.

От обычного Ту-134УБЛ (насколько эту модель вообще можно назвать обычной) версию УБК отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане — оно оборудовано навигационным комплексом НК-45. Другое отличие — два бомбодержателя МБД-3-У6−68Ш в нижней части фюзеляжа.

«Вооружается» самолет контейнером И-098 — имитатором крылатой ракеты Х-22М для отработки захвата целей. Интересно, что после распада СССР борт достался Украине. В 1990 году несколько Ту-134УБЛ были переделаны в версию Ту-134УБК-М, но перед нами, похоже, оригинальный УБК. Насколько известно, сейчас он приписан к 1449-й тамбовской авиабазе. Как именно самолет попал из Украины в Россию, мы не знаем — вероятно, в один из годов после 1991 г. его продали.

Почитать (и посмотреть) про этот самолет можно в этом посте Telegram-канала «Aviatica — SPOTTING».

Ответ на вопрос, что делает тамбовский самолет в Беларуси, намного проще: он проходил ремонт и модернизацию на 407-м АРЗ в Минске. Работы окончены, и борт проходит необходимые облеты, проверяя системы инструментальной посадки.

-20%
-40%
-33%
-30%
-15%
-30%
-20%
-50%
-20%
-14%
-26%