• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

На сайте госзакупок появился крайне интересный лот от Министерства обороны. Для Сил специальных операций планировалось приобрести два воздушных судна — автожира. 42.TUT.BY рассказывает, что это и зачем нужно.

Современный легкий автожир. Иллюстративное фото: wikimedia.org
Современный легкий автожир. Иллюстративное фото: wikimedia.org

28 октября Министерство обороны Республики Беларусь открыло электронный аукцион по покупке двух автожиров. Ведомство было готово потратить на все 786 800 рублей. Несколько дней спустя аукцион был признан несостоявшимся, однако транспорт, который планировалось приобрести, довольно необычен для нашей страны и заслуживает того, чтобы поговорить о нем отдельно.

Что такое вообще автожир?

Популярными автожиры не были никогда, многим людям неизвестно даже само название этого воздушного транспорта. Внешне автожир (он же гирокоптер, гироплан, ротоплан) несколько напоминает обычный легкий вертолет — такой же несущий винт или ротор сверху и рулевой/толкающий винт меньшего размера сзади (или тянущий спереди, но такие модели редки). Однако есть ключевая разница: несущий ротор вращается не благодаря работе двигателя — на лопасти воздействует встречный поток воздуха, и они раскручиваются самостоятельно. Отсюда и название аппарата («авто» значит «сам»).

Это дает гирокоптеру весомые преимущества перед самолетом или вертолетом. Во-первых, автожир тратит топливо только на вращение толкающего винта — и, соответственно, очень экономичен. Расход топлива у легкого гирокоптера сравним с таковым у внедорожников — вертолеты и самолеты тратят намного больше горючего.

Простота конструкции и управления машиной несравнимы с пилотированием вертолета или самолета: на автожире может летать буквально каждый, особой подготовки для этого не требуется.

Также, если с двигателем автожира что-то случится, он не рухнет камнем: встречный поток воздуха от остановки мотора никуда не денется, и несущий ротор продолжит вращаться, что позволит совершить относительно мягкую посадку.

Правда, о вертикальном взлете и посадке можно сразу же забыть. Чтобы винт автожира «поймал» встречный поток воздуха, летательному аппарату необходим разбег — правда, значительно меньший, чем у самолета, всего в несколько десятков метров. Вертикальная посадка теоретически возможна, но используется очень редко.

Как появились автожиры?

Первые серийные автожиры появились раньше, чем пошли в серию первые удачные вертолеты. Изобретателем гирокоптера стал испанец Хуан де ла Сиерва: первый действующий аппарат Cierva C.4 он собрал в 1923 году. Машина могла летать со скоростью 72 км/ч и заинтересовала авиастроителей — следующую свою модель де ла Сиерва строил уже будучи сотрудником британского самолетостроительного гиганта Avro.

Гирокоптер Cierva C.8 умел разгоняться до 160 километров в час, летать на 400 километров и в перспективе мог пригодиться военным. Автожир оснащался системой предварительной раскрутки несущего винта (техники, если такие находились поблизости, вытягивали бечеву, намотанную на вал — сейчас так запускают некоторые модели игрушечных вертолетов), поэтому разбег машине требовался совсем малый, всего 15 метров.

Долгое время головной болью конструкторов была безопасная посадка: когда вращение винта замедлялось, рули на автожире практически не работали и автожир очень плохо управлялся. К 1932 году в модели Cierva C.30 проблемы были решены, хотя машина существенно усложнилась. Автожир весил 820 килограммов, мог висеть в воздухе до четырех часов и развивал скорость в 177 километров.

К началу тридцатых автожирами заинтересовались разные страны, включая США и СССР. В Штатах для гирокоптера местной конструкции Kellett K-2 (созданного на базе С.30) соорудили даже ВПП на крыше Филадельфийского почтамта: машина доставляла почту.

В Советском Союзе, взяв за основу Cierva C.8, также начали разрабатывать собственные автожиры. Первый советский гирокоптер создавал инженер Николай Камов (тот самый, чьи вертолеты «Ка» стали потом классикой) в соавторстве с авиаконструктором Николаем Скржинским. Аппарат КАСКР-1 больше напоминал самолет, чем вертолет, так как имел крылья.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Самая известная модель советских автожиров, А-7, хоть и использовалась в сельском хозяйстве, легко могла быть перепрофилирована для военных нужд. Для этого в аппарате было предусмотрено место для трех пулеметов — курсовой и спарка в задней части гирокоптера. А под крыльями можно было подвешивать 400 килограммов бомб или шесть реактивных снарядов.

Почему автожиры не стали основным видом боевой авиации?

Однако чем совершеннее и тяжелее становились автожиры, тем меньше были заметны их изначальные преимущества: экономичность, простота в производстве и управлении. Тяжелый автожир был во всем лучше легкого и представлял собой по сути довольно плохой и малоэффективный самолет с низкой скоростью. В результате к концу 30-х годов от производства автожиров в СССР отказались.

Военная карьера гирокоптеров по всему миру оказалась так себе. Легкие самолеты сплошь и рядом оказывались удобнее автожиров аналогичных габаритов. Британцы использовали модель С. 40 от того же де ла Сиервы для проверки точности радиолокаторов.

Американцы гоняли «Келлетты» как связных. А перед высадкой в Нормандии разрабатывали причудливые конструкции, в которых хвост и винт автожира надевались на обычный внедорожник «Виллис». В итоге от экзотики решили отказаться, ограничившись обычными воздушными десантами.

В СССР имеющиеся А-7 пытались использовать как ударные машины на фронтах финской, а потом Великой Отечественной войны, но каждый раз без особого успеха.

В Японии, более всех поверившей в автожиры, с их помощью вели разведку и пробовали бороться с помощью гирокоптеров с вражескими подлодками — опять-таки без блеска. Немцы мечтали о «подводных авианосцах», чтобы запускать автожиры с субмарин, но как-то не получилось.

После войны мир наконец-то освоил вертолеты, и автожиры надолго ушли в тень: геликоптеры оказались лучше во всем. Однако полного исчезновения автожиров так и не произошло: машины по сути вернулись к истокам. Современные автожиры — это предельно легкие аппараты со сравнительно ничтожным расходом топлива, поднимающие одного-двух человек и простые в управлении и обслуживании.

Умеют они немного: в основном нишей гирокоптеров остается разведка. Однако такие машинки позволяют обзавестись своей «авиацией» любому роду войск. В нашем случае — 5-й бригаде ССО из Марьиной Горки.

Какие именно автожиры пытались купить для 5-й бригады?

Конкретная модель автожиров, которые пытались приобрести для Сил специальных операций, в документах, приложенных к аукциону, не указана. Однако технические характеристики искомой машины известны и полностью укладываются в концепцию легкого простого разведывательного летательного аппарата.

Итак, вот каким должны были быть новые автожиры:

  • масса не более двух тонн;
  • экипаж — два человека;
  • мощность двигателя — от 115 лошадиных сил;
  • топливо — бензин АИ-95-К5-Евро, расход — не более 28 литров за час полета;
  • габариты — не более чем 5x2x2,9 метра;
  • диаметр несущего винта — 8,5−8,6 метра;
  • взлетный вес, кг — от 535 килограммов;
  • скорость — от 160 километров в час;
  • разбег не более чем в 120 метров и пробег при посадке до 20 метров.

Установка вооружения, помимо личного оружия, по-видимому, не предусматривалась. В документах к аукциону указано, что «конструкция кабины должна обеспечивать выполнение полетов с демонтированными дверями и ведение стрельбы из штатного оружия (автомат АКС-74, пулемет ПКМ или их аналоги)».

Окрашиваться автожиры должны вот так:

Изображение взято из документов к аукциону на сайте госзакупок
Изображение взято из документов к аукциону на сайте госзакупок

Словом, перед нами запрос на типичную легкую разведывательную машину, ударный потенциал которой ограничивается возможностью экипажа (вернее, одного из его членов — второй управляет автожиром) стрелять из своего автомата или пулемета.

-25%
-25%
-15%
-50%
-20%
-33%
-11%
-21%
-25%
-15%
0068422