• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Офтоп
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  2. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  3. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  4. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  5. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  6. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  7. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  8. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  9. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  10. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  11. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  12. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  13. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  14. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  15. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  16. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  17. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  18. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  19. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  20. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  21. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  22. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  23. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  24. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  25. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  26. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  27. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  28. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  29. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  30. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне


20 лет назад, а именно 28 апреля 2001 года, на МКС отправился первый в мире космический турист, которым стал американский предприниматель Деннис Тито. Рассказываем про этого необычного человека и почему им было недовольно NASA.

Деннис Тито. Фото: wikimedia.org
Деннис Тито. Фото: wikimedia.org

С самого детства Деннис тянулся к звездам — но в итоге стал мультимиллионером. Его родители иммигрировали в США из Италии: отец работал в типографии, а мать была простой швеей. Тито родился в 1940-м в Куинсе, штат Нью-Йорк. Его судьбу предопределило восхищение первыми астронавтами, так что, следуя примеру своих кумиров, в 1962-м парень окончил инженерный колледж при Университете Нью-Йорка и получил степень бакалавра по астронавтике и аэронавтике. Год спустя он уже работал инженером по аэрокосмической технике в Лаборатории реактивного движения (NASA Jet Propulsion Laboratory), участвовал в программе полетов автоматических станций к Марсу и Венере и занимался баллистическими расчетами полетов межпланетных станций типа Mariner.

В 1964-м Деннис получил степень магистра наук в области инженерных технологий в Политехническом институте Ренссалер. Но как бы Тито ни старался, в конце концов он осознал, что астронавтом ему так и не стать: тогда в космос посылали лишь опытных летчиков.

Так что в 1970-м будущий мультимиллионер прошел курс обучения в школе управления Андерсона при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, чтобы получить степень кандидата наук в области финансовой деятельности. В 1972-м он основал в Калифорнии организацию Wilshire Associates Inc. в Санта-Монике — сейчас это ведущий поставщик услуг в области управления, консалтинга и технологий инвестиционной деятельности; компания использует математические инструменты для анализа рыночных рисков — в ходе создания этой методологии Тито применил те же методы, которые он использовал для определения траектории космического корабля в Лаборатории реактивного движения.

Но, несмотря на смену карьеры с аэрокосмической техники на управление инвестициями, Тито по-прежнему интересовался космосом. В 1991-м он приехал по делам в Москву, где ему и пришла в голову идея стать первым «космическим туристом».


Вообще, первым непрофессиональным космонавтом в космосе должна была стать американская учительница Криста Маколифф — она победила в конкурсе «Учитель в космосе» и вошла в состав экипажа шаттла «Челленджер» в 1986 году. Но, как мы знаем, на 73-й секунде полета у шаттла взорвался внешний топливный бак, что привело к разрушению корабля и гибели всей команды.


К началу 2000-х у Денниса уже было достаточно денег, чтобы купить себе место на борту космического корабля, — и даже то, что в 2001-м Тито шел 61 год, его не смущало. Сначала бизнесмен обратился в NASA, но там его просьбу отвергли. Тогда американец связался с Роскосмосом и предложил им 20 миллионов долларов.

Россияне заявку одобрили. Как писала Deutsche Welle в 2001 году, Москва включила Тито в состав российской экспедиции, отправлявшейся на Международную космическую станцию.

NASA пыталось этому сопротивляться и даже не допустило мультимиллионера к тренировкам в Центре имени Линдона Джонсона в штате Техас (вся подготовка в итоге прошла в России), заявив, что посторонний человек будет отвлекать членов экипажа МКС, где на тот момент продолжались важные монтажные работы. Ну и к тому же американец был недостаточно подготовлен для полета, а еще очень плохо говорил по-русски.

Вместо Тито NASA предложило Росавиакосмосу включить в состав экипажа немца Томаса Райтера, члена Европейского корпуса астронавтов, который и обладал солидным опытом космических полетов, и отлично говорил по-русски.

Но у Райтера не было двадцати миллионов долларов, так что россияне поставили ультиматум: или летит Тито, или вообще никто. И NASA уступило — иначе под угрозой оказалась бы вся программа по строительству МКС.

На подготовку «космического туриста» ушло восемь месяцев — Денниса на всякий случай учили даже, как управлять космическим кораблем и вручную стыковаться с МКС. В итоге он блестяще сдал все экзамены и занял место в экипаже корабля «Союз ТМ-31» в качестве оператора бортовых систем вместе с 50-летним Талгатом Мусабаевым и 51-летним Юрием Батуриным.

Слева направо: Деннис Тито, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.Фото: wikimedia.org
Слева направо: Деннис Тито, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Фото: wikimedia.org

28 апреля 2001 года корабль стартовал с космодрома Байконур. Полет прошел не без проблем: сначала при взлете у американца прихватило сердце, потом он сильно ударился головой о люк корабля на орбите (так, что ему даже пришлось оказывать первую помощь). Но 61-летний бизнесмен неплохо справился со своей задачей — по прибытии он участвовал в транспортировке доставленных грузов, а потом по собственной инициативе занимался сортировкой тюбиков с питанием.

Оставшееся время Тито слушал музыку, вел дневник и снимал Землю на фото и видео. Россияне, находившиеся с ним на борту, рассказали ему про назначение всех приборов и экспериментальных блоков, а также провели инструктаж по поводу безопасности (что было очень кстати, ведь если бы американец что-либо сломал, ему бы пришлось заплатить за это из собственного кармана).

Тито и его товарищи-космонавты провели в космосе 7 дней 22 часа 4 минуты и совершили 128 облетов вокруг Земли. По возвращении на родную планету он выступил с целым рядом докладов и интервью о своем необычном опыте. И хотя NASA осталось недовольно, посчитав, что вместо работы россияне были вынуждены «нянчиться» с туристом, сам Тито был абсолютно счастлив. «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию», — рассказывал он.

В 2013 году Тито заявил о намерении отправить к 2018 году космический корабль на Марс за счет частных источников. Но спустя несколько месяцев был вынужден признать, что это невозможно без значительного уровня помощи и финансирования со стороны американского космического агентства.

По иронии судьбы NASA, которое так протестовало против космических туристов, в конце концов сдалось и в середине 2019 года анонсировало открытие своей секции на Международной космической станции для туризма и других деловых мероприятий. Теперь полететь на МКС стоит 58 миллионов долларов.

-10%
-20%
-10%
-20%
-10%
-7%
-15%
0073023